Симфония Centuria S-Quark

Ревью
КОНЦЕПЦИЯ СИМФОНИИ

Концепция симфонии Centuria S–Quark.

Я давно задумывался о цикличности всего происходящего, о глобальных законах, которые управляют всем сущим – от микро до макромира.  Как они появились? Кто их придумал? Существует ли Высший разум? Есть ли ему место во вселенной? Ведь никто не знает, что скрывается в черных дырах? Что такое антиматерия? Что взорвалось во время Большого взрыва? От чего зависит зарождение и смерть цивилизаций? Что находится там, где заканчивается кварк – мельчайшая известная на сегодняшний день материальная частица? Как взаимодействуют коллективный и индивидуальный разум, и есть ли вообще коллективный разум у человечества? Если ДА, то почему люди сами разрушают свою цивилизацию, а не сохраняют ее миллионами лет, как пчелы и муравьи и даже микробы?
С одной стороны, гений человеческого разума приходит к все новым научным открытиям и технологиям, которые поднимают человеческое общество на более высокие ступени развития; а с другой стороны, эти открытия и достижения начинают работать против человечества. Это и эксперименты  в области генетики и биологии, и открытия в ядерной физике, породившие атомную и водородную бомбы, это и огромное количество новых военных технологий, которые ставят мир на грань катастрофы. Огромные корпорации, владеющие миром, находят для себя наиболее дешёвые и выгодные способы создания продуктов, лекарств и многого другого, что вредит людям. Переработка углеводородов и вредные выбросы, вырубка лесов и загрязнение океанов – это наносит очевидный вред, но получение сверх прибыли отдельными личностями и группами оказывается главнее при выборе решений. Где же коллективный разум человеческой цивилизации?! Где инстинкт самосохранения человеческого вида?!
Разрушается и моральный облик человечества, который в будущих поколениях может повлиять даже на физиологию. Сексуальные меньшинства постепенно становятся официальной нормой, поддерживаются и культивируются законами, что в результате принципиально меняет общество. И как ни парадоксально, механизм человеческой репродукции, заложенный природой, оказывается уже постыдным во многих развитых общественных системах. Судя по всему, размножение человека скоро перейдёт на уровень искусственного оплодотворения и выращивания эмбрионов в пробирках, а половая принадлежность окончательно потеряет смысл. Постепенно человек теряет сексуальный инстинкт, созданный природой для размножения всего живого. Живое человеческое общение все больше подменяется виртуальной жизнью в интернете, которая не требует прямого общения и физического контакта. Мощное влияние технологий в результате меняет не только облик, но и саму суть человека, а амбиции доминирующих групп и личностей ведут постепенно к уничтожению индивидуальности и в моральном, и в физическом смысле. В отдельных странах уже началась всеобщая чипизация, которая уберет саму возможность проявления личности, и поставит все человечество под контроль тех, кто управляет этими чипами. И это тоже своеобразный апокалипсис. Сейчас, может быть, это звучит фантастически, но у меня ощущение, что мир к этому идет.
Почему индивидуальный человеческий разум при всей его безграничности не в состоянии понять своего простого предназначения? При этом все другие живые существа на земле, не имея такого развитого индивидуального интеллекта, на генетическом уровне управляют своими цивилизациями и сохраняют их, зачастую даже жертвуя жизнью. Как узнают пчелы и муравьи, кто в их обществе должен быть воином, кто разведчиком, кто рабочим?  Их коллективный разум ставит сохранение  «общества» выше индивидуальностей. А у людей все наоборот – личные амбиции и интересы выше общественных. В результате гениальность индивидуумов работает против интересов человечества. Ведь у других живых существ на земле нет понятия совести и греха. Они не раздумывают, как поступить. У них нет права выбора и нет внутреннего диссонанса – борьбы с самим собой. И может быть, отсутствие развитого индивидуального разума у животных компенсируется коллективным разумом, заложенным в их генах, и как общество они точно знают, что им надо делать для сохранения вида. Почему же человек этого не видит, или не хочет видеть? Почему при данном ему выборе между добром и злом, он выбирает зло?
На конференции астрофизиков в 2014 году я познакомился и имел продолжительные беседы с известным ученым Стивеном Хокингом и с несколькими нобелевскими лауреатами. Именно тогда и там у меня появилась концепция будущей симфонии.
Центурия – это предсказание, по аналогии с центуриями Нострадамуса. S-QUARK  это «странный кварк» – разновидность мельчайшей материальной частицы, найденной человечеством. Я рассматриваю свою симфонию как некое предсказание, предсказание странного будущего материального мира.
В построении симфонии я не ограничился тремя-четырьмя темами, которые развиваются и определяют драматургию произведения.  Используя как основу сонатную форму, я составил ее из множества тем, которое, олицетворяют многогранность и полноценность человеческой жизни, многообразие человеческих индивидуальностей, полноту чувств и переживаний.
При этом в аранжировке активно использован диссонанс и атональность, что,  на мой взгляд, отражает  дисгармонию,  существующую в каждом человеке и соответственно в каждом обществе. Извечный конфликт добра и зла, по сути, и есть результат этого внутреннего диссонанса. Получив право выбора, человек получил и понятие греха, фактически разрушив внутреннюю гармонию. С точки зрения библейской истории, может быть это и есть то наказание, которое предназначалось людям за то, что они вкусили запретный плод?
Столкновение индивидуальных даже гениальных интеллектов и их амбиций в борьбе за пальму первенства приводит к столкновению личностей, обществ, стран, этносов и ведут к краху всей цивилизации.
Это парадокс человеческой природы, где безграничность индивидуального разума сталкивается и конфликтует с принципом выживания ….
В финале симфонии все темы начинают конкурировать друг с другом, накладываются друг на друга и перебивают друг друга, образуя атональную какофонию при том, что сами по себе они являются полноценными и даже жизнеутверждающими. Эта странная какофония и есть столкновение человеческих амбиций, где используется все для достижения личных целей, включая самое лучшее, созданное человечеством. Получается, что «благими намерениями выложена дорога в ад».
После атональной додекафонии в финальной кульминационной части симфонии все исчезает и в полной тишине вакуума прорастает на новом витке новая жизнь и начинается все сначала, новый виток с тем же финалом.
Я и в жизни, и в музыке оптимист. Воспитанный на Битлз и Моцарте, тоже считаю мелодию душой музыки. Этой симфонией я не пытаюсь представить будущее в черном свете и кого-то напугать. Так я вижу происходящее вокруг. Я был бы рад, если силы добра каким-то образом победят, и человечество свернет с пути в пропасть и найдет свое истинное предназначение на этой Земле.
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР

Российский национальный оркестр, дирижер М.Плетнев, Большой зал Московской консерватории, Симфония Centuria S-Quark, 2017 г.

ЛОНДОНСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТРГлавная
АЛЬБОМ СИМФОНИИ "CENTURIA S-QUARK"
К симфонической музыке Стас оказался приобщен с раннего детства. Его мать Нами Микоян – музыкант, искусствовед и писатель, в гостях у нее бывали Д. Шостакович, А. Хачатурян, М. Ростропович, Л. Коган, А. Шнитке, Г. Канчели, Г. Свиридов и другие известные музыканты и деятели искусств. Первым учителем музыки у Стаса был композитор Арно Бабаджанян.
Музыка группы «Цветы», которую Намин создал в 1969 году и для которой написал большинство песен, всегда отличалась особым мелодизмом и сложными полифоническими аранжировками.
Неоценимую помощь в становлении Намина как симфониста еще в 1980-х годах оказал Георгий Свиридов – Намин неоднократно обращался к нему за советом, показывал свои работы, обсуждал новые идеи.
Дружба с американским музыкантом и композитором Фрэнком Заппой, который в начале 1980-х годов обратился к симфонической музыке, сотрудничал с Лондонским симфоническим оркестром, во многом определила музыкальные вкусы Стаса Намина. Интерес к сложным музыкальным формам стал причиной их частых многочасовых встреч с Альфредом Шнитке.
В 1989 году Намин создал Московский симфонический оркестр (МСО), главным дирижером которого стал Константин Кримец. МСО записал более восьмидесяти компакт-дисков, которые были выпущены в Японии, США, Китае, Австрии и Англии; создал более ста оригинальных записей и записал музыку более чем для 450 фильмов. Кроме того, оркестр успешно гастролировал по России и за рубежом, а в 1991 году состоялся уникальный совместный тур МСО и английской группы Electric Light Orchestra (ELO) по Великобритании. Фрэнк Заппа передал МСО права на исполнение произведений из своего альбома оркестровой музыки The Yellow Shark. В 2000-х главным дирижером оркестра стал лауреат ордена почетного легиона Оган Дурьян Нарк. Серия выступлений МСО под руководством маэстро Дурьяна в Большом зале Московской консерватории и зале Чайковского стали незабываемым событием в музыкальной жизни Москвы.
Параллельно был создан еще один репертуар – симфонические обработки классической рок-музыки, с которым оркестр выступал под названием Moscow Symphony Rocks.
Экспериментировать с симфонической музыкой Стас Намин, автор большинства песен группы «Цветы», начал еще в 1990-х годах. В конце девяностых созданный им Московский симфонический оркестр записал первые пять частей его симфонической сюиты «Осень в Петербурге». А после 2010-го Намин практически полностью сконцентрировался на симфонической музыке. Он завершил работу над «Осенью в Петербурге – написал для нее еще три части, и впервые все восемь частей прозвучали в Московском международном доме музыки в 2012 году в исполнении Русского федерального симфонического оркестра. Этот концерт был выпущен на DVD и CD. Сегодня симфоническая сюита Намина звучит в исполнении разных оркестров, как в России, так и за рубежом. В 2014 Намин приступил к работе над новыми симфоническими произведениями.
В 2016 году немецкий пианист и композитор Ратко Делорко создал и записал фортепианную версию сюиты «Осень в Петербурге».
В июле 2016 года на студии Abbey Road (Лондон, Великобритания) состоялась запись новой симфонии Стаса Намина Centuria S – Quark в исполнении Лондонского симфонического оркестра.
В декабре 2016 года в рамках Дней творчества Стаса Намина в Армении симфония была исполнена Государственным молодежным оркестром Армении, дирижер – Сергей Смбатян, в Большом концертном зале имени Арама Хачатуряна в Ереване.
Российская премьера Centuria S – Quark состоялась 22 апреля 2017 года в Большом зале Московской консерватории в исполнении Российского национального оркестра в редакции дирижера – народного артиста России Михаила Плетнева.