Home - Companies & Projects - List of Projects - - Yerevan`81

Поп-рок фестиваль в Ереване

 

ФОТО

ПРЕССА

В 1980 году у Намина возникла идея сделать настоящий глобальный поп-рок фестиваль. Группа Стаса Намина работала в то время от Армении, и Стас предложил этот проект на 1981 год Министерству культуры Армении. Получив согласие, он взялся за организацию фестиваля. Через свои личные контакты Стас осмелился пригласить на фестиваль даже несколько зарубежных рок-ансамблей из Англии, Голландии и других стран и также наиболее популярных в то время отечественных звезд разных направлений поп-, рок-, джаз (трио Ганелин-Чекасин-Тарасов, биг-бэнд Константина Орбеляна, молодого Валерия Леонтьева, Жанну Бичевскую, Гунера Граббса и др.). Все начиналось хорошо, но ближе к фестивалю официальные власти Армении начали понимать, что готовится широкомасштабная акция, подобной которой еще не было, да еще в жанре «несоветская песня». И тогда действительно начались проблемы...

Вдруг оказалось, что дизайн фестиваля - плакаты, значки и др. - был придуман слишком провокационно смело для того времени. Символом был летящий орел с зажатым в лапах микрофоном над картой Армении, в свою очередь, летящей в пространстве (это все было запрещено как идеологический подрыв – агрессивный символ отделения Армении от СССР). Неожиданно власти запретили орла, увидев в этом символе агрессию и пропаганду Америки, а название - «Фестиваль популярной музыки «Ереван-81» - заставили переделать на «Фестиваль популярной песни», чтобы больше подходило под жанр советской песни, т.к. словосочетание «популярная музыка» в то время не употреблялось и ассоциировалось с западной идеологией.

Проблемы также начались и с составом участников. Купюры среди отечественных участников свелись, прежде всего, к запрету альтернативных рок-групп («Аквариум», «Машина времени» и др.), а зарубежные участники были полностью отвергнуты. Причем все это происходило в последние дни перед фестивалем, поэтому некоторые западные группы уже успели прилететь в Москву, но их не пустили в Ереван, аргументируя это тем, что в гостиницах нет мест. Тем не менее, фестиваль состоялся, как и планировалось, на велотреке города Еревана (70 тысяч зрителей), и снимать его по наивности приехала даже телевизионная группа Евгения Гинзбурга 1-ого канала «Останкино». На фестиваль съехались десятки журналистов со всей страны и из-за рубежа, и фестиваль, несмотря на все препоны, прошел очень успешно. Были счастливы и зрители, и участники, и критика. Концерт длился с 12 дня до 2-х часов ночи, и публика все еще не хотела уходить. Весь концерт до самого конца стояли почетные гости фестиваля – известные композиторы, поэты вместе со знаменитым журналистом «Тайм» Эриком Амфитеатровым и другими журналистами из Франции, Англии, Италии и др. Они приплясывали и рукоплескали весь концерт, а затем появилась та самая восхваляющая фестиваль статья в журнале «Тайм» под названием «Ереванский Вудсток», которая решила судьбу фестиваля, а, заодно, и Стаса Намина на ближайшие несколько лет.

Как известно, тогда жили по принципу «то, что восхваляет Запад, должны ругать у нас». Буквально через пару дней появилась разгромная статья в советской прессе («Новое время»), которая представила фестиваль как позор советского искусства. Комитет государственной безопасности Армении написал официальную докладную в КГБ СССР по поводу деятельности Стаса Намина, и незамедлительно группа Стаса Намина была изгнана из Армении, а у Стаса на аэродроме был отобран паспорт из-за якобы неправильного оформления.


Документ Без Имени