Биография

Стас Намин (Микоян Анастас Алексеевич) родился 8 ноября 1951 года в Москве. Отец — Алексей Микоян, военный летчик, участник Великой Отечественной войны (1941–1945). Мать — Нами Микоян (Арутюнова), музыкант, искусствовед и писатель. Все раннее детство Стас провел с родителями в военных гарнизонах: деревне Россь в Белоруссии, селении Алакурти под Мурманском, городке Рехлин в Восточной Германии.

Стаса воспитывала мать, с детства приобщая сына к музыке и литературе. В доме бывали Д. Шостакович, А. Хачатурян, М. Ростропович, Л. Коган, А. Шнитке, Г. Канчели, Г. Свиридов и другие известные музыканты и деятели искусства. Первым учителем музыки Стаса был композитор Арно Бабаджанян.

В 1957 году шестилетний Стас поступил в московскую среднюю школу № 74, а через четыре года по настоянию отца, продолжая семейную традицию, стал курсантом Московского Суворовского военного училища и окончил его в 1969-м. Там, впервые услышав The Beatles и The Rolling Stones, он серьезно увлекся рок-музыкой. Результатом этого увлечения стали две рок-группы, созданные юным Стасом: в 1964 году — «Чародеи» в Суворовском училище и в 1967-м — «Политбюро» с братом Александром и друзьями по дому. В 1969 году, поступив в институт иностранных языков им. М. Тореза, Стас стал лидер-гитаристом уже известной в студенческой среде группы «Блики».

В конце шестидесятых Стаса увлекло движение хиппи «Дети цветов», бунтующих против существующих в обществе порядков, и в конце 1969-го, под впечатлением легендарного хиппи-рок-фестиваля «Вудсток», он создал свою новую группу «Цветы», которая впоследствии стала первой национальной супер-группой и фактически начала рок-движение в массовой культуре страны. Первый сингл «Цветов» как студенческого ансамбля, выпущенный на фирме «Мелодия» в 1973 году, неожиданно разошелся небывалым тиражом в семь миллионов экземпляров. В 1974-м вышел второй сингл «Цветов» таким же огромным тиражом. В том же 1974-м «Цветы» были названы в московской прессе «советскими Beatles» и начали профессиональную концертную деятельность. В 1975-м произошел конфликт группы с филармонией, которая попыталась отнять у музыкантов название, чтобы использовать его в коммерческих целях, а через некоторое время Министерство культуры запретило группу и даже само название как «пропаганду западной идеологии и идей хиппи».

Вынужденный двухлетний перерыв в работе своей группы Намин посвятил окончанию учебы в Московском государственном университете, куда он перевелся в 1972 году. В то время он много общался с прогрессивными поэтами и художниками, имеющими статус диссидентов. Его друзьями были художники Анатолий Зверев, Олег Целков, Анатолий Брусиловский, поэтесса Алена Басилова, писатели Генрих Сапгир, Юз Алешковский и др. Вместе с ними он был свидетелем исторической «бульдозерной выставки» и многих других акций режима против творческой интеллигенции. Тогда же, под влиянием The Beatles увлекшись индийской музыкой и ведической культурой, он стал одним из тех, кто начинал в России движение Харе Кришна.

В конце 1976 года Намин вновь собрал группу, и «Цветы» возобновили деятельность, но уже без запрещенного названия — как «Группа Стаса Намина». Многие сомневались, удастся ли Намину без уже известного всей стране названия «Цветы» добиться такой же популярности. Но это произошло сразу же после того, как в 1977 году с помощью поэта Владимира Харитонова, ставшего соавтором Стаса в песнях «Рано прощаться», «Летний вечер», «Юрмала» и др. удалось выпустить на «Мелодии» первый сингл с песней «Старый рояль», уже без названия «Цветы». Миллионы поклонников узнали своих кумиров, и Группа Стаса Намина стала так же популярна, как и раньше «Цветы», и так же официально запрещена в центральных советских СМИ. Несмотря на запреты на радио и ТВ,  фирма «Мелодия» разрешала им выпускать по одной маленькой пластинке в год, так как продавала их миллионными тиражами, не платя при этом музыкантам. В 1980-м, в связи с Олимпиадой, произошло «потепление» в идеологии режима, и группе удалось впервые за десять лет выпустить три сольных альбома — «Гимн Солнцу», «Сюрприз для мсье Леграна» и «Регги Диско Рок», сняться в фильме «Фантазия на тему любви» и впервые появиться на телевидении. Но в 1981-м, после их триумфального выступления на организованном Наминым фестивале в Ереване и восторженных статей в журналах Time (США) и Stern (ФРГ), где фестиваль сравнивали с легендарным Вудстоком, они опять попали в опалу, став мишенью непосредственно Комитета государственной безопасности. У Намина отобрали в аэропорту паспорт и выгнали из Армении вместе с группой «Цветы», при этом в Москве тоже не принимали на работу и не разрешали давать концерты.

Даже невинная песня «Мы желаем счастья вам», написанная Наминым в 1982 году, была три года запрещена на радио и телевидении. Издать ее удалось лишь с помощью поэта Игоря Шаферана, который получил разрешение записать ее для своего авторского альбома, но Стасу пришлось изменить аранжировку на более мягкую.  На пластинках «Цветов» ее так и не удалось выпустить, так как группа была запрещена до конца советской власти. Впервые каким-то образом песня появилась на телевидении в новогодней передаче 1984 года и сразу стала популярной в стране.

В ответ на репрессии изменилось и творчество — закончился романтический период «Цветов», и Намин предложил худсовету фирмы «Мелодия» свой новый репертуар в бескомпромиссном стиле рок с жесткими социальными стихами: «Ностальгия по настоящему» (А. Вознесенский), «Я не сдаюсь» (Е. Евтушенко), «Пустой орех» (Ю. Кузнецов), «Однажды ночью» (Д. Самойлов), «Элегия» (Н. Рубцов) и др. Это были уже не наивные романтические тексты и лирические мелодии, к которым привыкли худсоветы в семидесятых, и фирма «Мелодия» тоже закрылась для Группы Стаса Намина.

В 1982 году, потеряв надежду на возможность продолжения профессиональной деятельности группы в рок-музыке, Намин решает поменять профессию и вместе со своим другом, актером и режиссером Александром Кайдановским поступает на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. Там его учителями стали режиссеры Александр Митта и Анатолий Васильев, философ и историк Лев Гумилев, искусствовед Паола Волкова и другие. В 1983-м Намин снял первый в стране видеоклип — на свою новую песню «Старый Новый Год» (на стихи А. Вознесенского, с которым они много общались и работали в то время) с откровенным политическим подтекстом. Клип был запрещен в СССР и впервые появился в эфире на MTV — 1986-м, во время тура группы по США.

Именно в этот трудный период, когда со всех сторон были запреты, друг и соавтор Намина Евгений Евтушенко, из собственного опыта знавший, что такое цензура, написал на музыку Намина и посвятил ему стихотворение «Держись». В СССР эта песня также никогда не была выпущена.

Не держись за честь вверх куда-то лезть.

Не держись за ложь — больно упадешь.

Не держись за страх — превратишься в прах,

А держись за хвост звезд!

С поэтами Евгением Евтушенко и Андреем Вознесенским в те времена у Намина возникла личная дружба, которая продлилась всю жизнь.

В 1985 году Группа Стаса Намина без разрешения Министерства культуры участвовала во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, выступая по приглашению зарубежных участников в их концертах и в совместных джемах, а также полулегально записала альбом вместе с Микисом Теодоракисом, Мишелем Леграном, американским детским хором Дэвида Вулкомба и другими зарубежными музыкантами. Тогда общение с иностранцами без специального разрешения было запрещено. В результате, после фестиваля Коллегия Министерства культуры СССР обвинила группу в антисоветской деятельности.

В 1986 году, благодаря веяниям перестройки, жизнь Намина и его группы кардинально изменилась. Когда к власти пришел Михаил Горбачев, удалось осуществить совместный проект Стаса Намина и Дэвида Вулкомба (Великобритания) «Дитя мира». После полугодового противостояния с властями Группа Стаса Намина прорвалась через «железный занавес» и стала первой отечественной рок-группой, которая совершила турне по Соединенным Штатам, выступив в самых престижных залах крупнейших городов страны. Концерт в знаменитом клубе Lime Light на Манхеттене группа сыграла в день рождения Джона Леннона, посвятив ему песню «Я не сдаюсь». Затем за несколько лет объехала с гастролями весь мир: Восточную и Западную Европу, Южную и Северную Америку, Африку, Японию, Австралию и др.

Во время гастролей по США, в сентябре 1986 года, Намин задумался о создании новой группы специально на экспорт, которая сможет стать популярной в мире, и планировал ее собрать из музыкантов «Цветов», так как все, кто там когда-либо играл, были музыкантами мирового класса. Идея названия пришла ему в голову совершенно случайно. Йоко Оно пришла со своим сыном Шоном Ленноном на пресс-конференцию «Цветов» в Hard Rock Cafe в Нью-Йорке и пригласила Намина к себе домой, в знаменитую Дакоту, где они жили с Джоном Ленноном. Они провели там весь день в разговорах, а ночью она водила Намина по клубам и знакомила Стаса с выступавшими там музыкантами. Она много интересного рассказала про Джона и про их совместную жизнь и подарила Намину книгу «Полярная звезда» Мартина Круза Смита — автора знаменитого романа «Парк Горького», по которому был снят блокбастер. Вот тогда ему и пришло в голову, что «Парк Горького» может стать названием его новой группы. Все сходилось:  с одной стороны, это адрес в Москве, где Намину удалось арендовать комнату для репетиций «Цветов», с другой — известный в мире бренд. Он рассказал Йоко о своей идее, и ей понравились и проект, и название.

Вернувшись в Москву, Намин вместе с художником Павлом Шегеряном придумали и создали логотип GP — первые буквы названия новой группы — в виде серпа и молота, и Намин начал подбирать музыкантов. Практически все они в разные годы работали в «Цветах», кроме Николая Носкова, которого он пригласил лидер-вокалистом. В результате двухлетней работы в студии SNC созданного Наминым Центра в Парке Горького были придуманы имидж и стиль, англоязычный репертуар и демонстрационные записи новой группы. Друг Намина, президент гитарной фирмы Cramer Деннис Берарди, стал его партнером в этом проекте. Пригласив в Москву президента фирмы US Polygram Records Дика Эшера, Намин подписал первый в стране прямой контракт, а также привлек к проекту группу Bon Jovi, таким образом подняв репутацию своей новой группы. Главным трамплином в карьере «Парка Горького» стало их участие в организованном Наминым в 1989 году историческом международном рок-фестивале в Лужниках, доход от которого пошел на борьбу с наркоманией (Центр Стаса Намина передал тогда более миллиона долларов в советский фонд «Против наркотиков»). В фестивале, кроме «Парка Горького», участвовали группы Центра «Бригада С», «Нюанс», но в трансляцию MTV Намину удалось включить только группу «Парк Горького» — наравне с Bon Jovi, Mötley Crüe, Оззи Озборном, Scorpions и Cinderella. Фестиваль транслировался на 59 стран и был номинирован в Нью-Йорке на звание лучшего музыкального события года.

Во второй половине восьмидесятых перестройка в СССР открыла новые перспективы и дала возможность проявить себя в недоступных ранее областях деятельности как внутри страны, так и за ее пределами. И Намин, воспользовавшись неожиданной свободой, начал активно заниматься различными творческими, социальными и коммерческими проектами.

В 1987 году Намин основал первый в стране независимый продюсерский центр — Центр Стаса Намина (SNC), откуда вышли многие отечественные звезды: «Бригада С» (Гарик Сукачев, Сергей Галанин), «Моральный кодекс» (Сергей Мазаев, Николай Девлет-Кильдеев, Александр Солич), «Калинов мост» (Дмитрий Ревякин), «Сплин» (Александр Васильев) и многие другие;

стал организатором первых в стране поп- и рок-фестивалей: помимо рок-фестиваля мира в Лужниках (1989 г.) это была серия фестивалей «Единый мир» (1990, 1995, 1997 гг.), фестиваль «Рок из Кремля» (1991 г.) и др.;

основал первые в стране частные антрепризы:

  • студия звукозаписи SNC Studios (1986 г.);
  • концертное агентство SNC Concerts (1987 г.) — первым начало приглашать в Россию и отправлять в зарубежные гастроли исполнителей; студия дизайна SNC Design (1987 г.);
  • модельное агентство SNC Fashion (1988 г.), из которого вышла известная в мире российская супермодель Татьяна Сорокко;
  • театр моды, откуда появилась известная дизайнер Юлия Далакян;
  • фирма грамзаписи SNC Records (1990 г.), выпустившая практический весь запрещенный рок-н-ролл Москвы и Петербурга;
  • радиостанция Radio SNC (1991 г.) — первой начала вещание в живом эфире без цензуры;
  • телекомпания SNC TV (1992 г.) — первая частная телекомпания, выпустившая в телеэфир собственные программы — «Желтая подводная лодка», «Классика Голливуда» и др.;
  • глянцевый журнал «Стас» (1995 г.) — первый журнал, созданный по оригинальной концепции, своими экспертными рейтингами представлявший всю палитру культуры России, — разбивших государственную монополию и положивших начало российскому шоу-бизнесу.

В 1990 году создал первый негосударственный симфонический оркестр SNC Moscow Symphony Orchestra, который после серии концертов в Большом зале Московской консерватории и в концертном зале имени П. И. Чайковского совершил мировое турне и записал десятки альбомов; первое ледовое шоу Moscow-on-Ice, объехавшее весь мир в начале 1990-х; а в 1999-м — первый в стране театр мюзиклов — Театр музыки и драмы.

В конце восьмидесятых Центр Стаса Намина стал культовым местом Москвы, где можно было встретить самых известных и прогрессивных людей мира: Билли Джоэла, Арнольда Шварцнеггера, Питера Гэбриэла, U-2, Энни Леннокс, Pink Floyd, Роберта Де Ниро, Квинси Джонса и многих других. Знаменитый Фрэнк Заппа, друг и частый гость Намина, снял фильм о Центре, а Клаус Майне из группы Scorpions, вдохновленный перестройкой и новаторством свободной жизни Центра, написал песню «Ветер перемен», которая стала суперхитом, и попросил Намина написать для нее русский текст.

В 1989 году по предложению Намина организуется первая в истории советская культурно-политическая делегация на Аляску. Вместе с Дикси Белчер и своими друзьями Геннадием Алференко и Марком Гарбером он инициирует открытие регулярного авиарейса из России в Анкоридж. Группа Стаса Намина совершает совместный с рок-звездой Эдди Мани (США) тур по Аляске.

К 1990 году Намин остановил деятельность Группы Стаса Намина «Цветы», собираясь заниматься своей новой, уже ставшей популярной в мире группой «Парк Горького», но первые же их гастроли оказались последними, группа распалась. Намин занялся только что созданным им Московским симфоническим оркестром (МСО). В 1991 году он организовал совместный  тур своего оркестра и британской группы Electric Light Orchestra по Великобритании.

В 1991 году, увлекшись воздухоплаванием, Намин создал свой первый воздушный шар и организовал на Красной площади первый в России фестиваль воздушных шаров. В 1992 году по его заказу был сконструирован первый российский воздушный шар необычной формы — «Желтая подводная лодка», который был признан одним из самых популярных шаров на крупнейшем фестивале воздушных шаров в г. Альбукерке, штат Нью-Мексико (США) и вошел в энциклопедию лучших шаров мира.

Только через десять лет, в 1999-м, Намин снова восстанавливает «Цветы» и они отмечают свое тридцатилетие большим концертом — в нем приняли участие и работавшие ранее в группе музыканты, и друзья группы — звезды отечественной рок-музыки. Но и после этого концерта группа не вернулась в шоу-бизнес. «Цветы» работали в созданном Стасом Наминым в том же 1999 году Московском театре музыки и драмы, участвуя в создании мюзикла «Волосы» и рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда».

В свой 40-летний юбилей, в 2009 году, «Цветы» записали на легендарной студии Abbey Road в Лондоне все свои известные хиты, созданные в период с 1969-го по 1983-й годы. Двойной альбом «Назад в СССР» стал своеобразным итогом их раннего творчества.

В 2010-м году, фактически впервые за 20 лет, «Цветы» на новом витке жизни опять вышли на большую сцену, собрав на свой юбилейный концерт в «Крокус Сити Холл» более 6 000 зрителей и начав регулярные гастроли. Альбом «Цветы-40» стал первым живым концертом, выпущенным группой за всю свою историю. Летом 2010-го, также на Abbey Road, «Цветы» записывают новый альбом «Распахни свое окно» — это первая серьезная авторская работа группы за тридцать лет после выпущенного в 1980 году «Гимна Солнцу». В новый альбом вошли 17 песен, и новые, и те, что были написаны Наминым в 1980-х годах и из-за запретов остались незаписанными и неизданными. Всемирное общество звука (Society of Sound), созданное Питером Гэбриэлом, признало альбом «Распахни свое окно» лучшим в 2011 году.

В 2013-м «Цветы» выпустили два новых концертных альбома на CD и DVD:

«Homo Sapiens» («Человек разумный») — инструментальное вступление и 12 новых песен, представленных как рок-спектакль со своей внутренней драматургией, подкрепленной видеоинсталляцией;

«Flower Power» («Власть цветов») — современные ремейки известных хитов группы и новые песни, которые «Цветы» исполнили вместе со своими друзьями и гостями — лучшими музыкантами страны.

Среди песен Намина последних лет наиболее социально значимыми стали композиция «Свет и радость», где  музыканты «Цветов», приглашенные российские звезды и этнические музыканты вместе с представителями пяти мировых религиозных конфессий (христианство, индуизм, ислам, буддизм, иудаизм) поют и читают молитвы — она стала своеобразным символом единения (единства в многообразии) и была исполнена в рамках 36-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже; «Силы природы» на стихи Дмитрия Быкова; «Утренняя баллада на стихи Веры Полозковой; написанные еще в 1980-е, но оставшиеся неизданными на стихи Евтушенко «Мятеж» и «Я не сдаюсь»; новая песня Намина «Пир во время чумы», посвященная войне на Украине. Ремейки песен Give Peace a Chance» и «Another Brick in the Wall», «исполненные группой «Цветы», получили международное признание. Песня Намина «Распахни окно в свободу», написанная и исполненная в 2010 году группой «Цветы» вместе с российскими рок-звездами как послание сегодняшнему времени, вошла в американский  документальный фильм «Free to Rock» и была включена в программу концерта, который группа «Цветы» дала на презентации этого фильма в Grammy Museum в Лос-Анжелесе.

С 1996-го года Намин стал известен как фотограф. Первым громким вернисажем стала его персональная фотовыставка в Большом Манеже (1998 г.). Затем, в 1999-м, — персональная выставка в Центральном доме художника (Москва) и в 2001-м — персональная выставка и авторский фотоальбом в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), после чего работы Намина регулярно участвуют в разных выставках Русского музея, а также экспонируются в других музеях и галереях России, в США, Корее и других странах.

Тогда же, во второй половине девяностых, Намин начал работу над несколькими авторскими сольными альбомами в разных музыкальных жанрах — этно, рок, джаз. Наиболее известный альбом гитарных импровизаций в стиле арт-рок — «Камасутра», записанный в девяностых с приглашенными музыкантами и посвященный его ушедшему из жизни другу, известному музыканту Фрэнку Заппе.

В июне 1997 года Стас Намин с Сергеем Соловьевым и Александром Абдуловым организует  XX Московский международный кинофестиваль. Намин меняет место его проведения на кинотеатр «Пушкинский» и переносит в Россию традицию мировых кинофестивалей, превращая лестницу кинотеатра в «красную дорожку» для прохода кинозвезд и вип-гостей. Приглашает для участия в фестивале мировых звезд: Джину Лоллобриджиду, Софи Лорен, Альберто Сорди, Орнеллу Мути, Бриджит Нильсен, Джеффри Раша, Роберта де Ниро. Для участия в культурной программе Намин приглашает своих друзей Мишеля Леграна и Чака Берри и организует их концерты в Москве.

В 1999 году был создан Театр Стаса Намина — Московский театр музыки и драмы. Театр открылся премьерой легендарного американского рок-мюзикла «Волосы» — первого классического мюзикла, поставленного в России Стасом Наминым совместно с продюсером оригинальной бродвейской постановки Майклом Батлером. Мюзикл стал первым политическим антивоенным протестом, который напрямую перекликался с начавшейся тогда войной в Чечне. Вторым спектаклем, поставленным в театре, стала оригинальная версия рок-оперы Э. Веббера «Иисус Христос Суперзвезда» на английском языке. В Иерусалиме — там, где происходили описанные в спектакле события, — впервые была показана именно постановка театра Стаса Намина. Впоследствии совместно с автором стихов Тимом Райсом был создан оригинальный русский перевод — удалось сделать практически дословный перевод, не потеряв при этом поэтическую ценность оригинала.  

Репертуарная политика театра с самого начала была построена так, чтобы с целью воспитания универсальной труппы охватить разные жанры: комедию («Солдат Иван Чонкин» по роману В. Войновича), трагедию («Четыре истории» по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина), драму («Дом Бернарды Альбы» Ф.-Г. Лорки и «Последнее искушение апостолов» Э. Брыля), мелодраму («Пизанская башня» Н. Птушкиной), музыкальный перформанс («Стороны Света» Екатерины Рыжиковой) и другие. Главным профессиональным принципом труппы является владение актером тремя профессиями: вокалом, танцем и актерским мастерством — то, что на Западе носит название tripletrack, и раньше подобные труппы существовали только в США и Европе.

Фактически Театр Стаса Намина стал первым в стране театром мюзиклов, но мюзиклов не бродвейского типа, а более камерных постановок, построенных прежде всего на режиссуре, актерской игре и живой музыке. Именно поэтому все музыкальные спектакли в театре Намина — долгожители, а мюзикл «Волосы» и рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда» не сходят со сцены уже двадцать лет. В 2006 году, во время гастролей Театра Стаса Намина в США, «Волосы» произвели огромное впечатление на публику, а в 2008 году в Нью-Йорке театр участвовал в праздновании 40-летия первой бродвейской постановки. Постановка Театра вошла в юбилейный фильм, а труппа была названа одной из лучших в мире. В сезоне 2009 /2010, к десятилетию театра, Намин представил серию премьерных спектаклей — мюзиклы «Бременские музыканты», «Три мушкетера», «Портрет Дориана Грея», «Алиса в Стране чудес», «Битломания» и музыкальные спектакли для детей «Снежная королева» и «Маленький принц», мюзикл Геннадия Гладкова «Пенелопа, или 2+2». С композитором Геннадием Гладковым у театра сложились очень теплые отношения. Как он сам высказался, «Бог привел меня в этот театр, и теперь театр Стаса Намина — мой любимый театр в Москве. Все свои существующие и новые проекты я с радостью воплощаю именно там».

В 2012 году в театре был поставлен спектакль «Космос» по пяти рассказам В. Шукшина, сценографом спектакля стала известная художница наивной живописи Катя Медведева, а музыкальным оформлением — русские деревенские песни, которые артисты исполняют вживую.

В 2015 году выпущен спектакль «Нью-Йорк. 80-е. Мы!», героями которого являются Сергей Довлатов, Эдуард Лимонов, Рудольф Нуреев, Юрий Мамлеев и другие легендарные личности русского зарубежья, по страницам личного дневника Михаила Шемякина, причем художник не только выступает в этом спектакле автором сценария, но и играет — впервые в жизни — самого себя в качестве актера.

В декабре 2016 года в Армении, в Ереванском академическом театре им. Г. Сундукяна, состоялась мировая премьера спектакля театра Стаса Намина «В горах мое сердце» по произведениям Уильяма Сарояна. Его российская премьера прошла 24 апреля, в день памяти жертв геноцида армян, в храме Российской и Ново-Нахичеванской епархии Святой Армянской Апостольской православной Церкви в Москве.

В последние годы у театра появился свой собственный, не похожий ни на чей другой, стиль, новый театральный язык, основанный на симбиозе жанров и ставший возможным лишь благодаря универсальности труппы, одинаково профессионально владеющий актерским мастерством, искусством современного танца и вокала. В репертуаре появились такие спектакли, как «Победа над Солнцем» — реконструкция авангардной оперы 1913 года, — поставленный к столетию знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича, представленный на самых знаковых европейских площадках и получивший высокую оценку критиков и искусствоведов: в Базеле (Швейцария), Париже (Франция), Равенне (Италия), Салоники (Греция), на других международных театральных фестивалях; «Жилец вершин» в джаз-роковой стилистике на стихи Велимира Хлебникова и музыку группы «Аукцыон» и Алексея Хвостенко; вокально-хореографическая композиция «S-Quark» на основе одноименной симфонии Намина, которая осенью 2018 года произвела фурор на фестивале современного экспериментального театра в Египте.

В рамках развития направления современной драматургии в театре выходят спектакли «Невыносимо долгие объятия» по пьесе Ивана Вырыпаева, поставленный Наминым в 2018 году и «Вдох времени» поэта-рэпера Олега Груза.

В 2018 году Театре Стаса Намина был установлен сферический мультимедиазал «Атма Сфера 360» с проекцией на 360 градусов и интерактивными и иммерсивными постановками. Мюзиклы Намина для детей «Снежная королева» и «Маленький принц» обрели  новую жизнь благодаря внедрению технологии дополненной реальности — живая игра актеров происходит в пространстве купольной видеопроекции. Зритель полностью погружается в атмосферу спектакля — ведь действие происходит не только на сцене, но и во всем окружающем его пространстве.

С 2011 года при театре работает детская театральная студия для детей в возрасте от 5 до 16 лет. Дети изучают актерское мастерство, вокал, танец, занимаются сценическим движением и постановкой речи. Эти занятия направлены прежде всего на полноценное развитие личности каждого ребенка. По словам Намина, «у студии нет задачи сделать из детей профессиональных актеров или вокалистов, занятия в ней прививают им те навыки, которые пригодятся в жизни в любом случае, независимо от того, кем они станут в будущем». За время существования студии через нее прошли более тысячи ребят.

В 2000-х Центр Стаса Намина, являясь некоммерческой организацией, занимался организацией фестивалей, выставок и прочих культурных мероприятий, в том числе международных, связанных с музыкой, кино, театром, изобразительным искусством и др. Центром Стаса Намина были организованы крупнейшие независимые и межгосударственные фестивали российской культуры в США, Германии, Корее, Китае, и других странах. Созданный Стасом Наминым фестиваль российской культуры «Русские вечера» (Russian Nights) стал важным международным культурным событием. Фестиваль имеет свою награду, так называемую Tower Award, которую традиционно вручает выдающимся личностям за их вклад в мировую культуру. За историю фестиваля обладателями Tower Award стали гости фестиваля: писатели Рэй Бредбери и Гор Видал, художник Питер Макс, режиссеры Оливер Стоун, Френсис Форд Коппола и Уильям Фридкин, продюсеры Питер Хоффман и Роджер Корман, актеры Ширли МакЛейн, Шарон Стоун, Настасья Кински, Дастин Хоффман, Леонардо ДиКаприо, Харрисон Форд, Бен Кингсли и другие. Впервые фестиваль российской культуры за рубежом привлек такое количество мировых звезд и знаменитостей, мировой общественности и крупнейших СМИ.

В последние годы Намин занимается образовательными и благотворительными проектами и личным творчеством: симфонической, этнической и рок-музыкой, изобразительным искусством и фотографией,  постановкой новых спектаклей в своем театре, созданием документальных фильмов.

В 2010 году Намин закончил запись альбома этнической музыки One World Freedom с участием Сергея Старостина, Владимира Волкова, а также известных этнических музыкантов из Африки, Болгарии, Монголии, Израиля, Палестины, Белоруссии и других стран. Сам Намин играл на гитаре и ситаре. В этот альбом вошли уникальные дуэты наминского ситара с всемирно известным дудуком Дживана Гаспаряна и с три-канта-виной известного итальянского музыканта Кришны Прэма, который и придумал этот инструмент.

С группой «Цветы» и Сергеем Старостиным Намин создал альбом аутентичных русских народных песен в современном их видении под названием «Русские деревенские песни».

В начале 2012 года Намина пригласили на выступление в Индию, где он сыграл концерт на ситаре в самом престижном зале города Вриндаван и записал тройной альбом «Медитация» с участием музыкантов из разных стран мира.

К 150-летию со дня рождения Махатмы Ганди, пригласив российских музыкантов, Намин по просьбе Посольства Индии на ситаре записал любимую песню Ганди «Святыми не рождаются», которая была показана по Национальному телевидению Индии.

Тогда же Намин закончил работу над альбомом «Динозавры» в стиле блюз и рок-н-ролл — в нем приняли участие музыканты шестидесятых-семидесятых годов: Ноэль Рэддинг (Jimi Hendrix Expirience), Эрик Белл (Thin Lizzy), Марко Мендоза (Whitesnake), Хернан Раребелл (Scorpions), ветераны советского рока: группы «Сокол», «Скифы», «Политбюро», а также «Цветы» и «Машина времени». В альбом вошли как студийные, так и концертные записи с фестиваля «Пионеры российского рока», который прошел в Центре Стаса Намина. В 2010-м на сцене Зеленого театра в Парке Горького состоялся концерт групп «Цветы» и «Машина времени», в честь их общего сорокалетия. Впервые за сорок лет два легендарных коллектива вместе исполнили свои хиты.

Неоценимую помощь в становлении Намина как симфониста еще в 1980-х годах оказал Георгий Свиридов — Намин обращался к нему за советом, показывал свои работы, обсуждал новые идеи.

Дружба с американским музыкантом и композитором Фрэнком Заппой, который еще в начале 1980-х годов обратился к симфонической музыке, сотрудничал с Лондонским симфоническим оркестром, и их многочасовые встречи и работа с синкклавиром во многом определили музыкальные вкусы Стаса Намина в этом направлении. Интерес к сложным музыкальным формам и языку современной аранжировки во многом стал темой их встреч с Альфредом Шнитке.

Симфоническая сюита Намина «Осень в Петербурге», работу над которой он начал еще в конце девяностых, впервые прозвучала (пять частей из восьми) в Московском международном доме музыки в 2007 году в исполнении Русского федерального симфонического оркестра, а в 2012-м, на творческом вечере Намина в Доме музыки, состоялась премьера уже полной сюиты. Это исполнение было выпущено на CD и DVD.

В 2016-м немецкий композитор и пианист Ратко Делорко создал и записал ее фортепианную версию, а в 2018-м российский пианист  Борис Березовский создал фортепианные версии двух частей этой сюиты — «Токката» и «7/8» — и включил их в свою концертную программу.

В начале 2000-х дирижер Оган Дурьян, которого Намин пригласил для работы в своем оркестре, подтолкнул его к обращению к большой симфонической форме, познакомив со своей уникальной системой написания симфоний.

В 2016 году Намин завершил работу над своей первой симфонией Centuria S-Quark. Концепция  будущей симфонии появилась у Намина еще в 2014-м,  когда на конференции астрофизиков он познакомился и имел продолжительные беседы с известным ученым Стивеном Хокингом и с несколькими нобелевскими лауреатами. Центурия — это предсказание, по аналогии с центуриями Нострадамуса. S-QUARK — это «странный кварк», разновидность мельчайшей материальной частицы, найденной человечеством. Для Намина эта симфония — своего рода предсказание, предвидение странного будущего материального мира и человеческой цивилизации.

В том же 2016-м симфония Centuria S-Quark была записана Лондонским симфоническим оркестром, эта запись была издана фирмой грамзаписи Parma Recordings (Великобритания / США). В 2017-м была исполнена в Большом зале Московской консерватории Российским национальным оркестром в авторской редакции дирижера — народного артиста России Михаила Плетнева, и вместе с симфонией Арама Хачатуряна показана по российскому каналу «Культура» в день памяти жертв геноцида армян.

Начиная с 2000-х Намин начал серьезно заниматься разными техниками изобразительного искусства. В 2006 году в Театральном музее им. Бахрушина были впервые представлены его работы — графика, живопись и смешанная техника, где он, помимо классического рисунка, экспериментировал с современными компьютерными и другими технологиями. На протяжении всех этих лет его художественные работы экспонируются в престижных коллекциях, галереях и музеях в России и за рубежом. В 2013 году на Франкфуртской книжной ярмарке Государственный Русский музей представил авторский альбом фотографий Намина «Магия Венеры». В 2014-м работы Намина участвовали в выставке в Галерее классической фотографии вместе с лучшими фотографами страны.

В июне 2014-го Намин был избран почетным членом Российской академии художеств. В ноябре 2016 года в стенах Академии прошла персональная выставка Намина, открывали ее художник Михаил Шемякин, скульпторы Георгий Франгулян и Александр Рукавишников, режиссер Сергей Соловьев, президент Академии художеств Зураб Церетели.

В 2017 году персональная выставка живописи и графики Стаса Намина проходит в залах Союза художников Армении. Представлено 80 полотен. Намин становится почетным членом Союза художников Армении.

В ноябре-декабре 2018 года в Армянском музее «Тапан» (Армянский храмовый комплекс) в Москве проходит выставка живописи и графики Стаса Намина «Армянские метаморфозы».

В 2018 году работы Намина были включены в выставку «Красные ворота / Против течения» — масштабный проект Российской академии художеств, в котором приняли участие более 350-ти российских художников, среди которых Константин Худяков, Зураб Церетели, Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова и др. Выставка стартовала в Саратове, где находится старейший художественный музей России, прошла через несколько волжских городов и завершилась в Москве. Работы Намина вошли в очередной том каталога «Красные ворота / Против течения».

В 2019 году Намин становится членом Творческого союза художников России и создает арт-группу «Обратная сторона Луны», в которую вошли Андрей Бартенев, Антон Адасинский, Дмитрий Крымов, Вячеслав Зайцев, Владимир Клавихо, Гермес Зайготт, Герман Виноградов.

Как режиссер и продюсер кино Намин создал серию документальных фильмов. Во второй половине девяностых — начале 2000-х Намин много путешествовал. Вместе с Туром Хейердалом, Юрием Сенкевичем и другими друзьями организовал и совершил кругосветное путешествие (Европа, Африка, Южная Америка, о. Пасхи, о. Таити, Новая Зеландия, Австралия, Япония). Во время этой и многократных путешествий в Африку, Южную Америку и Индию Намин как оператор и режиссер снял несколько документальных фильмов, которые вошли в его авторский цикл International Geographic.

Фильм Free to Rock (2016 г.) создан Джимом Брауном (четырежды лауреат премии Emmy) и Стасом Наминым при участии американских продюсеров, Зала славы рок-н-ролла и Музея Грэмми. Презентация фильма прошла в Капитолии (Вашингтон), на Московском международном кинофестивале, в Берлине, Париже и других городах Европы и Америки. Мировая телепремьера состоялась на канале PBS (США). В конце 2018 года весь мир увидел Free to Rock на DVD.

Также в сотрудничестве с Джимом Брауном Намин снял фильм «Реальная Куба» (2017 г.), который был представлен и высоко оценен на международных кинофестивалях (Куба, США и др.).

Со своим сыном Артемом, режиссером и оператором, Намин снял документальные фильмы «Древние храмы Армении» (2016 г.) об истории и культуре Армении с участием Католикоса Гарегина II, «Разговор с Неизвестным» (2016 г.) — последнее интервью скульптора Эрнста Неизвестного. В июле 2018 года «Реальная Куба» и «Древние храмы Армении» принимают участие в международном кинофестивале «Золотой абрикос» в Ереване и Гюмри (Армения). В Гюмри фильмы Намина открывают фестивальную программу. Трейлер фильма в Интернете посмотрели более четверти миллиона человек.

В 2018 году фирма «Мелодия» совместно с SNC начинает выпуск уникального коллекционного издания полного собрания музыкального творчества Стаса Намина на виниле — два тома по шесть альбомов. В ноябре 2018 года вышел первый том — главные хиты группы «Цветы», записанные на «Мелодии» в 1970-х и на студии Abbey Road в 2000-х. В ноябре 2019-го — второй том — сольные проекты Стаса Намина в разных музыкальных жанрах.

В ноябре 2018 года, к 90-летию мамы Намина — Нами Артемьевны Микоян — в издательстве SNC Publishing выходит четвертое издание ее книги «Своими глазами. С любовью и печалью». В издание включены около пятисот фотографий, многие из которых никогда ранее не публиковались.

Намин стал сопродюсером фильма «Анастас Микоян» из цикла «Страна Советов. Забытые вожди», созданного компанией Star Media для Первого канала ТВ.

В 2018 Намин начинает продюсировать проект панк-группы Гермеса Зайготта «Hermes Brothers» и принимает в нем участие в качестве специального гостя — лидер-гитариста. 

В 2019 году в рамках мероприятий по сбору средств на реконструкцию здания англиканской церкви в Москве (Вознесенский переулок, 8) Театр Стаса Намина по приглашению Посольства Великобритании в России представил в ней спектакль «Иисус Христос Суперзвезда». Сыграть именно эту оперу в возрожденной более двадцати лет назад англиканской церкви Св. Андрея предложил ее настоятель, отец Малкольм Роджерс.

Намин становится главным продюсером (executive producer) и соавтором американского многосерийного художественного фильма «Рейкьявик» о времени Горбачева и Рейгана, когда удалось изменить мир к лучшему.

В ноябре-декабре 2019 года Театр Стаса Намина отмечает свое двадцатилетие фестивалем спектаклей своего репертуара и открытием обновленного театрального зала в Парке Горького.

 Осенью 2019 года начинается юбилейный год группы «Цветы». Первым событием в нем будет концерт «Цветы-50» 19 ноября в Кремлевском Дворце съездов, где вместе с российскими и зарубежными звездами группа представит все свои известные и новые песни.

 

 

Образование

1958–1962 Средняя школа № 74, г. Москва

1962–1969 Московское Суворовское военное училище

1969–1970 Московский государственный институт иностранных языков

1971–1977 Московский государственный университет, филологический факультет

1981–1983 Высшие курсы режиссеров и сценаристов при Госкино СССР

Образовательные проекты

1990 — учреждение стипендии Стаса Намина в Университете Вандербильта (г. Нэшвилл, США)

1991 — организация социально-экологического движения «Единый Мир»

1993 — курс лекций о российской культуре в университетах США

1994 — курс по основам PR и психологии массового восприятия на факультете журналистики МГУ

1998 — участие в Конференции ЮНЕСКО по развитию культуры (г. Стокгольм, Швеция)

2005 — курс лекций и семинаров по русской культуре, в рамках фестиваля российской культуры за рубежом «Русские вечера»

2007 — стал профессором Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова.

2008 — открытие очного факультета культуры и музыкального искусства — совместный проект Московского государственного гуманитарного университета и Центра Стаса Намина

2010 — стал профессором и художественным руководителем курса музыкального театра факультета музыкального театра в Российской академии театрального искусства (ГИТИС)

2011 — создание детской театральной студии при Театре музыки и драмы

2012 — гуманитарный проект «Свет и радость» представлен в штаб-квартире ЮНЕСКО (Париж) и вошел в программу гуманитарного образования центров детского художественного творчества при ЮНЕСКО в России

Общественная и благотворительная деятельность

1981 — по приглашению Гарри Белафонте Намин вступил во всемирную ассоциацию «Люди искусства за мир»

1986 — совместный российско-американский проект — детский мюзикл «Дитя мира», в котором дети выступают с миротворческой миссией,  обращаясь к президентам двух  стран — СССР и США с просьбой о мире. Мюзикл начал с турне по России и США, а позже объехал практически весь мир.

1987 — благотворительная деятельность независимого продюсерского центра SNC, предоставившего безвозмездную поддержку и возможность свободного творчества молодым художникам, поэтам, писателям и музыкантам

1988 — по приглашению академика Евгения Велихова Намин стал членом Правления Международного общественного фонда «За выживание и развитие человечества»

1989 — весь доход от музыкального фестиваля Мира в Лужниках Центр Стаса Намина перечислил в фонд борьбы с наркоманией (более 1 млн долларов)

1989 — создан первый независимый фонд «Дети Армении» в помощь пострадавшим от землетрясения в Спитаке.

1990, 1995, 1997 — серия фестивалей «Единый мир». Концепция фестиваля «Единый мир» — объединение на одной сцене исполнителей различных наций, рас и религий. Глобальная цель Фестиваля — преодоление национальной, социальной и религиозной разобщенности людей планеты, поиск способов достижения реального международного единства и братства людей.

1991 — представлен к награде Ордена «За защиту демократии в России» за защиту российской демократии во время путча в 1991 году

1992 — реставрация полуразрушенной подмосковной церкви Знамения Богородицы и открытие одного из первых в России новых православных приходов

1992 — выступление на конференции ЮНЕСКО по теме «Толерантность и общество» (г. Париж, Франция)

2000–2003 — член Культурного совета при Президенте Российской Федерации

2007 — член делового совета Торгово-промышленной палаты РФ

2011 — композиция Намина «Свет и радость», где  музыканты «Цветов», приглашенные этнические музыканты вместе с представителями разных рас, национальностей и вероисповеданий была исполнена в рамках 36-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже и стала своеобразным символом единения (единства в многообразии). 

2014 — стал почетным членом Академии художеств России

2018 — создан фонд One World Freedom («Свобода единого мира»), целью которого является организация и проведение мероприятий, способствующих единению мира и преодолению главных проблем человечества.    

2019 — создание музыкально-драматического спектакля «Забастовка» (Дитя мира-2»), в котором поднимаются наиболее актуальные проблемы выживания человечества: глобальное потепление и экология, нетерпимость и геноцид, угроза глобальной войны.