


Лондонский симфонический оркестр. Запись симфонии Centuria S-Quark на Abbey Road. Лондон

Трейлер фильма о записи симфонии на Abbey Road. Лондон
Российский национальный оркестр, дирижер М.Плетнев, Большой зал Московской консерватории, Симфония Centuria S-Quark, 2017 г.

Концепция симфонии Centuria S–Quark.
С одной стороны, гений человеческого разума приходит к все новым научным открытиям и технологиям, которые поднимают человеческое общество на более высокие ступени развития; а с другой стороны, эти открытия и достижения начинают работать против человечества. Это и эксперименты в области генетики и биологии, и открытия в ядерной физике, породившие атомную и водородную бомбы, это и огромное количество новых военных технологий, которые ставят мир на грань катастрофы. Огромные корпорации, владеющие миром, находят для себя наиболее дешёвые и выгодные способы создания продуктов, лекарств и многого другого, что вредит людям. Переработка углеводородов и вредные выбросы, вырубка лесов и загрязнение океанов – это наносит очевидный вред, но получение сверх прибыли отдельными личностями и группами оказывается главнее при выборе решений. Где же коллективный разум человеческой цивилизации?! Где инстинкт самосохранения человеческого вида?!
Разрушается и моральный облик человечества, который в будущих поколениях может повлиять даже на физиологию. Сексуальные меньшинства постепенно становятся официальной нормой, поддерживаются и культивируются законами, что в результате принципиально меняет общество. И как ни парадоксально, механизм человеческой репродукции, заложенный природой, оказывается уже постыдным во многих развитых общественных системах. Судя по всему, размножение человека скоро перейдёт на уровень искусственного оплодотворения и выращивания эмбрионов в пробирках, а половая принадлежность окончательно потеряет смысл. Постепенно человек теряет сексуальный инстинкт, созданный природой для размножения всего живого. Живое человеческое общение все больше подменяется виртуальной жизнью в интернете, которая не требует прямого общения и физического контакта. Мощное влияние технологий в результате меняет не только облик, но и саму суть человека, а амбиции доминирующих групп и личностей ведут постепенно к уничтожению индивидуальности и в моральном, и в физическом смысле. В отдельных странах уже началась всеобщая чипизация, которая уберет саму возможность проявления личности, и поставит все человечество под контроль тех, кто управляет этими чипами. И это тоже своеобразный апокалипсис. Сейчас, может быть, это звучит фантастически, но у меня ощущение, что мир к этому идет.
Почему индивидуальный человеческий разум при всей его безграничности не в состоянии понять своего простого предназначения? При этом все другие живые существа на земле, не имея такого развитого индивидуального интеллекта, на генетическом уровне управляют своими цивилизациями и сохраняют их, зачастую даже жертвуя жизнью. Как узнают пчелы и муравьи, кто в их обществе должен быть воином, кто разведчиком, кто рабочим? Их коллективный разум ставит сохранение «общества» выше индивидуальностей. А у людей все наоборот – личные амбиции и интересы выше общественных. В результате гениальность индивидуумов работает против интересов человечества. Ведь у других живых существ на земле нет понятия совести и греха. Они не раздумывают, как поступить. У них нет права выбора и нет внутреннего диссонанса – борьбы с самим собой. И может быть, отсутствие развитого индивидуального разума у животных компенсируется коллективным разумом, заложенным в их генах, и как общество они точно знают, что им надо делать для сохранения вида. Почему же человек этого не видит, или не хочет видеть? Почему при данном ему выборе между добром и злом, он выбирает зло?
На конференции астрофизиков в 2014 году я познакомился и имел продолжительные беседы с известным ученым Стивеном Хокингом и с несколькими нобелевскими лауреатами. Именно тогда и там у меня появилась концепция будущей симфонии.
Центурия – это предсказание, по аналогии с центуриями Нострадамуса. S-QUARK это «странный кварк» – разновидность мельчайшей материальной частицы, найденной человечеством. Я рассматриваю свою симфонию как некое предсказание, предсказание странного будущего материального мира.
В построении симфонии я не ограничился тремя-четырьмя темами, которые развиваются и определяют драматургию произведения. Используя как основу сонатную форму, я составил ее из множества тем, которое, олицетворяют многогранность и полноценность человеческой жизни, многообразие человеческих индивидуальностей, полноту чувств и переживаний.
При этом в аранжировке активно использован диссонанс и атональность, что, на мой взгляд, отражает дисгармонию, существующую в каждом человеке и соответственно в каждом обществе. Извечный конфликт добра и зла, по сути, и есть результат этого внутреннего диссонанса. Получив право выбора, человек получил и понятие греха, фактически разрушив внутреннюю гармонию. С точки зрения библейской истории, может быть это и есть то наказание, которое предназначалось людям за то, что они вкусили запретный плод?
Столкновение индивидуальных даже гениальных интеллектов и их амбиций в борьбе за пальму первенства приводит к столкновению личностей, обществ, стран, этносов и ведут к краху всей цивилизации.
Это парадокс человеческой природы, где безграничность индивидуального разума сталкивается и конфликтует с принципом выживания ….
В финале симфонии все темы начинают конкурировать друг с другом, накладываются друг на друга и перебивают друг друга, образуя атональную какофонию при том, что сами по себе они являются полноценными и даже жизнеутверждающими. Эта странная какофония и есть столкновение человеческих амбиций, где используется все для достижения личных целей, включая самое лучшее, созданное человечеством. Получается, что «благими намерениями выложена дорога в ад».
После атональной додекафонии в финальной кульминационной части симфонии все исчезает и в полной тишине вакуума прорастает на новом витке новая жизнь и начинается все сначала, новый виток с тем же финалом.
Я и в жизни, и в музыке оптимист. Воспитанный на Битлз и Моцарте, тоже считаю мелодию душой музыки. Этой симфонией я не пытаюсь представить будущее в черном свете и кого-то напугать. Так я вижу происходящее вокруг. Я был бы рад, если силы добра каким-то образом победят, и человечество свернет с пути в пропасть и найдет свое истинное предназначение на этой Земле.
Краткий анализ музыкальной формы симфонии Стаса Намина
Centuria S-Quark
- Вставной эпизод духового оркестра
- Апокалиптическое соединение всех тем Симфонии – 43.49 – 46.26
- Coda – лирическая тема скрипки-соло (Violino-solo) – 46.26 – 47.24
- 1. 0.50 – 2.04 Энергичная Главная партия.
- 2. 2.04 – 2.49 Две переходных связующих темы.
- 3. 2.49 – 4.44 Взволнованная, трепетная тема с нарастанием динамики.
- 4. 4.44 – 6.38 Одна из основных лирических тем, переходящая в чувственную тему с напряженными аккордами.
- 5. 6.38 – 8.12 Эффектная пародия на милитаристический марш.
- 6. 8.12 – 9.26 Лирическая тема, переходящая в симфоническое развитие.
- 7. 9.26 – 10.06 Две переходных связующих темы.
- 8. 10.06 – 13.45 Основная формообразующая тема скрипки – соло (Violino-solo) с последующим симфоническим развитием.
- 9. 13.45 – 14.58 Переходная тема и активное завершение предыдущей темы скрипки-соло (Violino-solo).
- 10. 14.58 – 15.34 Переходная темя с напряженными аккордами плюс лирическая связка.
- 11. 15.34 – 16.38 Активная игривая тема с яркими акцентами.
- 12. 16.38 - 18.08 Красивая лирическая тема (Celli).
- 13. 18.08 – 20.26 Вариация одной из основных лирических тем (4.44 – 6.38)
- 14. 20.26 – 21.06 Энергичный полифонический Канон.
- 15. 21.06 – 22.47 Пастораль с контрастными пассажами рояля (Piano).
- 16. 22.47 – 23.37 Первое появление темы Золотого Сечения.
- 17. 37 – 24.58 Из тишины к апофеозу. От флейт к оркестровому тутти (Tutti).
- 18. 24.58 – 28.22 Долгое становление от сигналов валторн (Corni) к широкой, красивой, развернутой мелодии с конечным утверждением «трубы Пророка».
- 19. 28.22 – 29.30 Мягкая, нежная, взволнованная пастораль.
- 20. 29.30 – 31.01 Вариация темы скрипки-соло (Violino-solo) с последующим мощным симфоническим развитием.

Симфоническая сюита «Осень в Петербурге»
К музыке Стас оказался приобщен с раннего детства. Его мать Нами Микоян – музыкант, искусствовед и писатель, в гостях у нее бывали Д. Шостакович, А. Хачатурян, М. Ростропович, Л. Коган, А. Шнитке, Г. Канчели, Г. Свиридов и другие известные музыканты и деятели искусств. Первым учителем музыки у Стаса был композитор Арно Бабаджанян.
В 1987 году Намин создал Московский симфонический оркестр (МСО), главным дирижером которого стал Константин Кримец. МСО записал более восьмидесяти компакт-дисков, которые были выпущены в Японии, США, Китае, Австрии и Англии; создал более ста оригинальных записей и записал музыку более чем для 450 фильмов. Кроме того, оркестр успешно гастролировал по России и за рубежом, а в 1991 году состоялся уникальный совместный тур МСО и английской группы Electric Light Orchestra (ELO) по Великобритании. Фрэнк Заппа передал МСО права на исполнение произведений из своего альбома оркестровой музыки The Yellow Shark. В 2000-х главным дирижером оркестра стал лауреат ордена почетного легиона Оган Дурьян Нарк. Серия выступлений МСО под руководством маэстро Дурьяна в Большом зале Московской консерватории и зале Чайковского стали незабываемым событием в музыкальной жизни Москвы.
В конце девяностых созданный им Московский симфонический оркестр записал первые пять частей его симфонической сюиты «Осень в Петербурге». А после 2010-го Намин практически полностью сконцентрировался на симфонической музыке. Он завершил работу над «Осенью в Петербурге – написал для нее еще три части, и впервые все восемь частей прозвучали в Московском международном доме музыки в 2012 году в исполнении Русского федерального симфонического оркестра. Этот концерт был выпущен на DVD и CD. Сегодня симфоническая сюита Намина звучит в исполнении разных оркестров, как в России, так и за рубежом.
