Стас Намин — музыкант и композитор, художник и фотограф, режиссер и продюсер театра и кино, один из основателей отечественной рок-музыки и шоу-бизнеса. Создатель многих социальных новаторских проектов.

1970-е

Имя Стаса Намина стало известно в стране в начале семидесятых, когда на фирме «Мелодия» вышла первая гибкая пластинка группы «Цветы», которую он создал в 1969 году и с которой, по мнению журнала «Итоги», «начинался весь отечественный музыкальный неформат» (№10 / 717, 2010). За свою полувековую историю группа продала более 60 млн пластинок, при этом была запрещена в центральных СМИ и не признавалась властями вплоть до перестройки. На песнях Намина и его группы «Цветы» («Звез­доч­ка», «Честно говоря» , «Рано про­щать­ся», «Летний вечер», «После дождя», «Юрмала», «Ностальгия по настоящему» и др.) вы­рос­ло несколь­ко по­ко­ле­ний, а его хит «Мы желаем сча­стья вам!» (1986 г. (из мюзикла), 2001 г. (концерт 30 лет), 2010 г., 2014 г., 2019 г., 2022 г.) уже около сорока лет яв­ля­ет­ся лю­би­мой песней страны и известна за рубежом.

1980 — 1990-е

В 1981 году Намин становится организатором музыкального фестиваля на велотреке в Армении, в Ереване (70 тыс. зрителей). В нем приняли участие поп‑, рок- и джазовые исполнители со всей страны: из Москвы и Ленинграда, Прибалтики, Закавказья, Азии и других регионов, а западным группам, приглашенным Наминым на фестиваль, власти СССР отказали во въезде под разными предлогами. Тем не менее, даже в той урезанной форме, в которой его в итоге удалось провести, фестиваль стал первым в стране глобальным событием современной музыки. Журналы Time (США) и Stern (ФРГ) посвятили ему восторженные статьи, назвав его «советским Вудстоком», — в результате КГБ и прокуратура еще более ужесточили гонения на Намина и его группу, закрыв для них даже фирму грамзаписи «Мелодия», которая зарабатывала на пластинках миллионы, не платя музыкантам за огромные тиражи.

В 1986 году, после прихода к власти Михаила Горбачёва и начала перестройки, Стас Намин и Дэвид Вулком (Великобритания) инициировали и без участия властей осуществили первый в истории российско-американский проект — мюзикл «Дитя мира», который включил в себя также музыкальный телемост между Россией и США и 45-дневный тур мюзикла и группы Стаса Намина по США и Канаде. Концерты группы прошли в крупнейших залах Северной Америки в сентябре-октябре 1986 г. В декабре Группа Стаса Намина по приглашению Питера Гэбриела участвовала в фестивале Japan Aid в Японии, после чего за три года совершила мировое турне, выступив более чем в пятидесяти странах на всех материках планеты.

Манхэттен
Манхэттен
Тур по США. Концерт Группы Стаса Намина в клубе LIMELIGHT. Нью-Йорк. 09.10.1986

В 1987 году Намин основал первый в стране независимый продюсерский центр — Центр Стас Намина (SNC). Центр расположился в Зеленом театре Парка Горького, на его территории — летняя концертная площадка с открытым амфитеатром на восемь тысяч мест, где уже более тридцати лет проходят концерты российских и зарубежных звезд, театральный зал на двести мест, фото- и видеостудии, студия звукозаписи и многое другое.

В SNC начинали свою музыкальную карьеру многие отечественные звезды: Гарик Сукачёв и Сергей Галанин («Бри­га­да С»), Дмитрий Ревякин («Калинов мост»), Сергей Мазаев («Моральный кодекс»), Александр Васильев («Сплин»), Анатолий Крупнов («Черный обелиск»), Александр Иванов («Рондо»), Алексей Борисов («Ночной проспект»), Олег Нестеров («Мегаполис») и многие другие. С центром Намина работали Пётр Мамонов и Александр Липницкий («Звуки Му»), Василий Шумов («Центр»), Герман Виноградов и другие представители альтернативной музыки. Созданная Наминым фирма грамзаписи SNC Records выпустила альбомы запрещенных властями групп ленинградского рок-клуба: «ДДТ», «Аквариума», «Кино», «Алисы» и др. Здесь же в 1987 г. Намин создал группу «Парк Горького» и в конце восьмидесятых, подписав прямой контракт с PolyGram Records, сделал ее популярной во всем мире.

В конце восьмидесятых Намин создал в SNC первое в стране независимое спортивное агентство, которое, разбив государственную монополию и запреты Госкомспорта, открыло советскому спорту окно в мир. С помощью Центра Стаса Намина хоккеисты Вячеслав Фетисов и Валерий Касатонов заключили прямые контракты с НХЛ. Также через SNC работал теннисист Андрей Чесноков и другие спортсмены.

Центр Стаса Намина стал организатором первых в стране негосударственных гастролей советских исполнителей за рубежом и зарубежных — в СССР, первых поп- и рок-фестивалей, в том числе рок-фестиваля «Музыканты за мир» (1988); Московский музыкальный фестиваль мира (1989), фестивалей «Единый мир» (1990, 1995, 1997), «Рок из Кремля» (1992) и др.

Первый в СССР международный рок-фестиваль — Московский фестиваль мира на стадионе Ленина в Лужниках (200 тысяч зрителей), организованный Наминым, прошел в августе 1989 года. В нем приняли участие мировые суперзвезды Bon Jovi, Mötley Crüe, Scorpions, Ozzy Osbourne, Skid Row, Cinderella и три группы Центра SNC — «Бригада С», «Нюанс» и новая группа Намина «Парк Горького». В прессе фестиваль получил название «русского Вудстока», возвестившего новую эру свободной России. Он транслировался на 59 стран, а в Нью-Йорке номинировался на звание события No. 1 в мире. Весь доход от фестиваля (более 1 млн долларов) Центр Стаса Намина передал в российский фонд борьбы с наркоманией.

Центр Стаса Намина основал первые в стране частные антрепризы: студию звукозаписи (1986), фирму грамзаписи (1990), концертное агентство (1987), студию дизайна (1987), модельное агентство и театр моды (1988), радиостанцию (1991), телекомпанию (1992), глянцевый журнал (1995) и др., которые разбили государственную монополию и положили начало российскому шоу-бизнесу. В SNC был также создан первый негосударственный симфонический оркестр (MSO) (1989), первое ледовое шоу Moscow-on-Ice (1990), первый в стране театр мюзиклов (1999) и др.

Московский музыкальный фестиваль мира в Лужниках. 1989 г. В Фестивале приняли участие группы Bon Jovi, Motley Crue, Ozzy Ozbourne, Cinderella, Scorpions, «Парк Горького», «Бригада С», «Нюанс» и др.

В 1997 году Стас Намин с Сергеем Соловьёвым и Александром Абдуловым стали организаторами XX Московского международного кинофестиваля. По инициативе Намина место его проведения меняется с Государственного концертного зала «Россия» на Васильевском спуске на кинотеатр «Россия» на Пушкинской площади, а также в Россию привносится традиция мировых кинофестивалей: лестница кинотеатра превращается в «красную дорожку» для прохода кинозвезд и ВИП-гостей. Намин приглашает для участия в фестивале Джину Лоллобриджиду, Софи Лорен, Альберто Сорди, Орнеллу Мути, Катрин Денёв, Микеле Плачидо, Беату Тышкевич, Бриджит Нильсен, Джеффри Раша, Роберта де Ниро и других звезд мирового кино. Для участия в культурной программе Намин приглашает своих друзей Мишеля Леграна и Чака Берри и организует их фестивальные концерты в Москве.

2000

Фестиваль международного российского кино (RIFF), инициированный и организованный Наминым в 2003 году, расширил свои рамки и стал фестивалем российской культуры Russian Nights. В апреле 2004-го он прошел в Pacific Design Center в Лос-Анджелесе, а в октябре — на крупнейших площадках Манхэттена. В течение трех лет Намин проводит серию фестивалей Russian Nights в США, Германии, Китае, Южной Корее и др. Награду Tower Award получают писатели Рэй Брэдбери и Гор Видал, художник Питер Макс, режиссеры Оливер Стоун, Фрэнсис Форд Коппола и Уильям Фридкин, продюсеры Питер Хоффман и Роджер Корман, актеры Ширли МакЛейн, Шэрон Стоун, Настасья Кински, Дастин Хоффман, Леонардо ДиКаприо, Харрисон Форд, Бен Кингсли и другие.

С начала 2000-х Намин в основном занимается личным творчеством в разных жанрах и направлениях музыки, театра, кинематографа, живописи, фотографии и др.

Театр

Намин является художественным руководителем, режиссером и продюсером Московского театра музыки и драмы, который он создал в 1999 году.

За первые 15 лет в театре появился репертуар, включающий спектакли практически всех существующих театральных жанров, воспитана уникальная универсальная труппа, в которой все актеры в равной степени профессионально играют, поют и танцуют. Это дало театру возможность найти не только свой стиль, который появился с первых же постановок, но и свой собственный театральный язык. Начался Театр Стаса Намина с постановки русской версии легендарного американского антивоенного хиппи-мюзикла «Волосы». Его премьера в Театре Эстрады совпала с началом второй чеченской войны, и на пресс-конференции создателей обвинили в пацифизме и отсутствии патриотизма. Подобные обвинения предъявлялись и создателям американской версии в 1968 году, в разгар войны во Вьетнаме. В 2008 году театр участвовал в праздновании 40-летия бродвейской постановки «Волосы» в Нью-Йорке, и в фильме об этом легендарном спектакле труппа театра представлена в пятерке лучших в мире. На сегодняшний день московские «Волосы» самые «длинные» в мире — они не сходят со сцены на протяжении вот уже более двадцати лет.

Вторым спектаклем театра стала постановка канонической версии рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда» — единственная в мире, разрешенная к показу в святом городе — Иерусалиме, на месте библейских событий, и единственная в России, исполняемая на русском и английском языках.
Наряду с классическими драматическими спектаклями, такими как «Космос» по рассказам В. Шукшина, «Нью-Йорк. 80-е. Мы!» по воспоминаниям и с участием художника Михаила Шемякина, в последние годы в театре появились спектакли, в которых вместо привычной сюжетной линии предлагаются образы, построенные на симбиозе поэзии, музыки и хореографии. В первую очередь это реконструкция авангардной оперы 1913 года «Победа над Солнцем». Спектакль был поставлен к столетию знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича, объехал самые знаковые европейские площадки: Базель (Швейцария), Париж (Франция), Равенна (Италия), Салоники (Греция) и др., и получил высокую оценку критиков и искусствоведов. За ним последовали две вокально-хореографические композиции: «Жилец вершин» на стихи Велимира Хлебникова и музыку группы «Аукцыон» и Алексея Хвостенко в стиле джаз-рок и «S-Quark» на основе одноименной симфонии Намина. Сценография последней буквально воспроизводит картину «Хрупкое» художника-авангардиста Василия Кандинского. Осенью 2018 года спектакль произвел фурор на фестивале современного экспериментального театра в Египте.

Современная российская драматургия представлена в театре спектаклями «Невыносимо долгие объятия» по пьесе Ивана Вырыпаева; «Вдох времени» и «Убитые бытом» поэта-рэпера Олега Груза.

Главной концепцией театра сегодня является выразительность, построенная на симбиозе жанров. Достичь ее удается благодаря профессиональному владению артистами театра актерским мастерством, хореографией и вокалом в сочетании с использованием в постановках самых современных технологий: это виртуальная сценография, панорамная видеопроекция и объемный звук.

Мюзиклы Намина для детей «Снежная королева» и «Маленький принц», на протяжении многих лет пользующиеся неизменной популярностью у маленьких зрителей, также обрели новую жизнь благодаря внедрению новых проекционных технологий — живая игра актеров происходит в пространстве видеопроекции 360°.

Еще один музыкальный спектакль для детей, с аншлагами проходящий в Москве и регулярно выезжающий на гастроли в другие города, — «Бременские музыканты» — поставлен в авторской версии и при участии композитора Геннадия Гладкова.

В 2011 году при Театре была создана детская театральная студия. В ней дети от 3‑х до 17 лет осваивают пять основных театральных дисциплин: актерское мастерство, техника речи, сценическое движение, вокал, хореография.

Первоочередной своей задачей педагоги студии видят воспитание умных, начитанных, талантливых детей, независимо от того, какую профессию они выберут в будущем. Занятия приносят ребятам огромную пользу: они развивают фантазию, память, коммуникабельность, умение работать в группе, лидерские качества, стрессоустойчивость и т.д., словом все то, что носит название soft skills. Весной 2019 года студийцы стали лауреатами сочинского фестиваля «Пространство юных» в номинации «Лучшее художественное и музыкальное оформление спектакля». За годы работы студии через нее прошли более полутора тысяч ребят.

В 2021 году в театре Стаса Намина создана постановка «Забастовка» и идет работа над постановкой «Власть Цветов». Спектакль под названием «Забастовка» — о поиске выходов из той ситуации, в которой оказался мир в XXI веке. Экологические, техногенные, военные, геополитические и прочие проблемы вскрылись и обострились, а человечество оказалось к ним не готово… Другая премьера сезона 2021/2022 — первая часть четырехчастного театрального байопика «Власть Цветов». Как понятно из названия, он о группе «Цветы», которая недавно отметила свое пятидесятилетие. «Цветы» пережили и советский режим, и олимпийскую оттепель, и горбачевскую перестройку, и смутные девяностые — все перипетии российской истории нашли свое отражение в жизни группы.

Фотография

Как фотограф Намин давно признан в России и за рубежом. Его работы выставляются в музеях и галереях мира. В конце 1990-х — начале 2000-х его персональные выставки прошли в Большом Манеже, Центральном доме художника в Москве и других престижных галереях и музеях в стране и за рубежом. В 2001 году Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) провел персональную фотовыставку Намина и издал его авторский фотоальбом. Там же, в Государственном Русском музее, проходят выставки, в которых Намин принимает участие: «Рожденные ползать» и «Без гламура». Недавно завершен 15-летний фотопроект «Магия Венеры», посвященный феномену рождения человека, кураторами которого стали искусствоведы Государственного Русского музея.

Если свои первые фотоработы Намин снимал исключительно на пленку, и отсутствие компьютерной обработки и ретуши было для него концептуальным, то начиная с 2010-х он начинает много работать с цифровой камерой. Занимается пейзажной, студийной и панорамной съемкой, экспериментирует в цветной и чёрно-белой фотографии. А его «Компьютерные игры» и «Матриархат» — это проекты, уже полностью построенные на творчестве в цифровых технологиях.
2 октября 2021 прошел онлайн-фотовернисаж «Мир глазами Стаса Намина и Марка Сеннета». Среди «мо­де­лей» Сен­не­та — пре­зи­ден­ты, на­след­ни­ки ко­ро­лев­ских домов, звезды ми­ро­во­го кино, спорта и музыки. Работы Намина — это пей­заж­ная, сту­дий­ная и па­но­рам­ная съем­ка, экс­пе­ри­мен­ты в цвет­ной и черно-белой фо­то­гра­фии. Вы­руч­ка от аук­ци­о­на перечислена в бла­го­тво­ри­тель­ный фонд Сти­ве­на Спил­бер­га, в программу «Шоа», специализирующуюся на сборе и сохранении свидетельств геноцида XX–XXI веков.
Юбилейная программа авторских мероприятий Намина, проходившая в течение всего 2021 года, завершается масштабной персональной фотовыставкой в одном из самых престижных московских залов — Галерее классической фотографии на Саввинской набережной (18 ноября 2021 — 15 января 2022). «Единство контрапункта» — наиболее полная за последние двадцать лет фоторетроспектива Намина: в ней экспонируются более ста работ, охватывающих все периоды, темы и направления его творчества. Новостной сюжет телеканала «Культура».

Живопись и графика

Начиная с 2000-х Намин начинает серьезно заниматься разными техниками изобразительного искусства. Первая его выставка проходит в 2006 году в Театральном музее им. А. А. Бахрушина — здесь представлены графические работы, классическая масляная живопись и эксперименты с новыми технологиями.

В июне 2014-го Намин становится почетным членом Российской академии художеств.

В ноябре 2016 года в стенах Академии проходит его персональная выставка «Откровенно» (Inside Out), открывают ее художники и скульпторы Михаил Шемякин, Георгий Франгулян и Александр Рукавишников, режиссер Сергей Соловьёв, президент Российской академии художеств Зураб Церетели.

После длительной поездки по Армении в 2013 году Намин создает большую живописную серию, посвященную этой стране. В 2017 году его персональная художественная выставка, на которой представлено более 80 полотен, проходит в Ереване, в залах Союза художников Армении. Намин становится почетным членом Союза художников Армении, и его работы поступают в постоянную экспозицию Национальной галереи Армении.

В 2018 году пять работ Намина участвуют в передвижной выставке «Красные ворота / Против течения» — масштабном проекте Российской академии художеств. Среди 350 участников — Константин Худяков, Зураб Церетели, Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова и др. Выставка стартует в Саратове, где находится старейший художественный музей России, проходит через несколько волжских городов и завершается в Москве. Работы Намина включены в очередной, пятый, том каталога проекта «Красные ворота / Против течения».

В ноябре-декабре 2018 года в московском музее «Тапан» (в Армянском храмовом комплексе) проходит выставка живописи и графики Намина «Армянские метаморфозы».

В 2019 году Намин становится членом Творческого союза художников России и создает арт-группу «Обратная сторона Луны», в которую входят Андрей Бартенев, Антон Адасинский, Дмитрий Крымов, Владимир Клавихо, Гермес Зайготт, Герман Виноградов, Петлюра.

В октябре 2019 года Намина как живописца и графика начинает представлять крупнейшая галерея Wentworth Gallery (США), в ней экспонируется его серия «Корни», исполненная в технике масляной живописи.

2021 году состоялись две крупные персональные выставки Намина:

В марте и апреле, в старейшем российском художественном музее имени А. Н. Радищева в Саратове проходит выставка «Летит крылатый век…»;

В июне и августе — выставка «Противостояние» в Московском музее современного искусства (ММОМА) — наиболее полный за двадцать лет смотр творчества художника, на котором представлены все направления визуального искусства и техники, в которых он работает. В экспозиции — тревел-серии, инспирированные многочисленными путешествиями Намина по миру; серия портретов «Корни рок-н-ролла» — по словам автора, дань уважения музыкантам, которые позволили ему почувствовать музыку и, может, вообще увидеть жизнь и ту свободу, которой в стране, где он жил, не было; аудиовизуальные инсталляции, видеомэппинг и другие эксперименты с современными цифровыми технологиями. Каталог выставки «Противостояние»

Открытие вы­став­ки Стаса Намина «Про­ти­во­сто­я­ние» в ММОМА, ар­ти­сты Театра Стаса Намина ис­пол­ни­ли хиты звезд ми­ро­вой рок-музыки, ко­то­рым Намин по­свя­тил серию «Корни рок-н-ролла». 21.07.2021
На Первом канале. Выставка Стаса Намина в ММОМА

На ТВ «Культура». Выставка Стаса Намина «Противостояние»

Кино

В 1982 году Намин поступает на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР). Его преподавателями были историк и этнолог Лев Гумилёв, искусствовед Паола Волкова, театральный режиссер и педагог Анатолий Васильев, кинорежиссер и сценарист Александр Митта и другие выдающиеся личности. Еще долго после окончания курсов их связывают дружеские отношения.

Во время учебы на ВКСР в качестве курсовых работ ставит свои первые сценические опыты, которые не принимаются комиссией по идеологическим соображениям.

В 1993 году Стасом Наминым (генеральный продюсер) и Виктором Гинзбургом (режиссер) был создан фильм «Нескучный сад» о сексуальной революции в СССР. Фильм завоевал 12 международных кинопремий. Он основан на перформансах и историях персонажей Центра Стаса Намина. Действие происходит в Нескучном саду парка Горького.

5 апреля 2021 фильм был представлен на Международном фестивале документального кино «Артдокфест» в Москве.

Также в начале девяностых был снят документальный фильм «Московский андеграунд», рассказывающий о направлениях альтернативного творчества в Москве того времени. Генеральный продюсер — Стас Намин, режиссер — Борис Юхананов.

В 2006 году, путешествуя по Африке, Намин создает одноименный документальный фильм об этом континенте, который вошел в цикл International Geographic.

Африка. Деревня племени Масаи. 2006
Африка. Ритуальный танец племени Масаи. 2006
Африка. Барабаны и танец шамана. 2006

В 2007 году Намин становится продюсером документального фильма «Оган Дурьян. Профессия высоких чувств», созданного международной командой поклонников маэстро. В 2010-м — фильма «Григорий Арутюнов. Первый секретарь второй Республики» о лидере Армении с 1937-го по 1953 год, фактически создавшем сегодняшний архитектурный облик Еревана и построившем множество важных объектов в Армении — в народе его прозвали Григором-строителем.

В марте 2012 года Намин совершает поездку по северной Индии — местам паломничества The Beatles, посещает древние буддийские и индуистские храмы и монастыри, медитирует в Гималаях и дает концерт на ситаре в храме Кришны-Баларамы во Вриндаване. На протяжении всей поездки Намин не расстается с видеокамерой. По возвращении в Москву из отснятого материала он создает тревел-муви «Волшебная Индия».

К жанру тревел-муви можно отнести и несколько документальных фильмов, снятых Наминым в путешествиях по Африке в конце 1990-х: здесь запечатлены и мир дикой природы, и жизнь коренных племен, и бескрайние просторы этого континента.

Фильм Free to Rock (2015 г.) создан режиссером Джимом Брауном (четырежды лауреат премии Emmy) и Стасом Наминым при участии американских продюсеров, Зала слава рок-н-ролла и Музея Грэмми. Презентация фильма прошла в Капитолии (Вашингтон), на Московском международном кинофестивале, в Берлине, Париже и других городах Европы и Америки. Мировая телепремьера состоялась на канале PBS (США), фильм выпущен на DVD.
Также в сотрудничестве с Джимом Брауном Намин снял фильм «Реальная Куба» (2017 г.), который был представлен и высоко оценен на нескольких международных кинофестивалях (Куба, США, Армения и др.).

Cо своим сыном, режиссером и оператором Артёмом Микояном, Намин снял документальные фильмы: «Древние храмы Армении» (2016 г.) с участием Католикоса Гарегина II и «Разговор с Неизвестным» (2016 г.) — последнее интервью скульптора Эрнста Неизвестного.
В 2019 году Намин стал сопродюсером фильма «Анастас Микоян» из цикла «Страна Советов. Забытые вожди», созданного компанией Star Media для Первого канала ТВ. Фильм подробно и последовательно, насколько позволил формат, рассказывает о жизненном пути и роли А.И. Микояна в тех победах, что одержал Советский Союз и в военных сражениях, и в поистине невероятных успехах промышленности, и в политических баталиях.

Документальные фильмы Намина демонстрируются и получают награды на фестивалях и специальных показах.

В июле 2018 года документальные фильмы Стаса Намина «Реальная Куба» и «Древние храмы Армении» принимают участие в международном кинофестивале «Золотой абрикос» в Ереване и Гюмри (Армения). В Гюмри фильмы Намина открывают фестивальную программу.

В октябре 2018 года «Реальная Куба» признан лучшим документальным фильмом на Международном кинофестивале Open Window (Индия).

В 2020 году за создание документальных фильмов «Древние храмы Армении» и «Разговор с Неизвестным» Намин становится лауреатом художественной премии «Петрополь» (Санкт-Петербург).

Трейлер фильма «Древние храмы Армении»
Трейлер фильма «Реальная Куба»
Трейлер фильма «Разговор с Неизвестным»
Трейлер фильма «Free to Rock»

Симфоническая музыка

В 1989 году в Центре Стаса Намина был создан Московский симфонический оркестр.

Оркестр работал в двух направлениях. Первое — Symphony Classics, классический симфонический репертуар (Равель «Болеро»; Моцарт «Реквием», Берлиоз «Фантастическая симфония»), исполняемый на традиционных академических площадках — в залах консерваторий, филармониях и пр. Второе — рок-направление, в котором оркестр выступал под названием Moscow Symphony Rocks и исполнял как классические симфонические произведения, так и произведения из репертуара звезд мировой рок-музыки — Pink Floyd, The Beatles, The Rolling Stones, Queen и т.д., самостоятельно или аккомпанируя солистам и группам и используя все присущие рок-музыке эффекты: лазеры, видеоинсталляции, звукоусиление, пиротехнику и пр. Moscow Symphony Rocks выступал на открытых площадках, стадионах, совершил тур по Великобритании с группой Electric Light Orchestra II, участвовал в фестивалях в Китае, Южной Корее.

В 2001 году на должность главного дирижера МСО был приглашен Оган Дурьян’Нарк, французский дирижер, работавший в молодости с Гербертом фон Караяном, имеющий многолетний опыт работы более чем со ста оркестрами мира и удостоенный Правительством Франции звания «Почетный рыцарь искусств и литературы». Во время гастролей по Европе маэстро был назван критиками «Тосканини Восточной Европы».

В 2011 году Намин завершил работу над восьмичастной симфонической сюитой «Осень в Петербурге», начал которую еще в девяностые. В 2012 году выпущены DVD и CD ее первого исполнения в Московском международном доме музыки. В 2016-м немецкий композитор и пианист Ратко Делорко создал и записал ее фортепианную версию, а в 2018-м известный российский пианист Борис Березовский сделал переложение для фортепиано двух ее частей и включает их в программы своих концертов.


В 2016-м Намин завершил работу над своей первой симфонией Centuria S-Quark. В том же году симфония была записана Лондонским симфоническим оркестром, эта запись была выпущена на компакт-диске фирмой грамзаписи Navona Records (Великобритания-США). В 2017-м симфония была исполнена в Большом зале Московской консерватории Российским национальным оркестром в редакции дирижера — народного артиста России Михаила Плетнева, и вместе с симфонией Арама Хачатуряна показана по российскому каналу «Культура» в день памяти жертв геноцида армян.

Осенью 2021 года состоялись два концерта, в программу которых вошли произведения Намина крупной формы: симфоническая сюита «Осень в Петербурге», симфония Centuria S-Quark и фрагменты из нового балета «Пороки и любовь».

В Санкт-Петербурге 15 сентября эти сочинения прозвучали в исполнении Государственного симфонического оркестра Ленинградской области под управлением дирижера Михаила Голикова. Симфония сопровождалась оригинальной пластической композицией в постановке Театра Стаса Намина.

В Ереване (Республика Армения) концерт прошел 30 ноября на главной академической площадке города — в концертном зале имени Арама Хачатуряна, исполнил произведения Намина Государственный филармонический оркестр Армении, дирижер — Эдуард Топчян.

Этническая музыка

В 2002 г. с группой «Цветы» и Сергеем Старостиным записал альбом «Русские деревенские песни», в котором исконные песни русской деревни звучат в современных рок-версиях и при этом сохраняется их аутентичный дух и образ.
В 2010 году Намин за­кончил работу над двой­ным альбомом эт­ни­че­ской музыки One World Music Freedom. Среди его участников — му­зы­кан­ты со всего мира: индийско-британский проект Sailender-Pardesi, израильтянин иракского происхождения Yair Dalal со своим ансамблем Al Ol, фольклорный коллектив из Тувы «Хуун-Хур-Ту», синтетический международный проект «Вершки да Корешки», белорусская «Троица», женский хор из Болгарии Angelite, легендарное Moscow Art Trio и др. Ритуальные песнопения африканских масаев (Танзания) и ндебеле (Зимбабве), исполняющиеся под аккомпанемент барабанов, Намин смикшировал с психоделической гитарной импровизацией. Еще одна композиция на этом альбоме — уни­каль­ный дуэт Стаса Намина (индийский ситар) и Дживана Гаспаряна (армянский дудук).

В этом же году в Московском международном доме музыки Намин на ситаре в сопровождении индийских и российских музыкантов и симфонического оркестра впервые исполняет свою композицию «Фьюжн Рага»— посвящение памяти Джорджа Харрисона.
В марте 2012 г. Намин дал концерт на ситаре во Вриндаване (Индия), а по возвращении записал тройной альбом «Медитация». Среди гостей-музыкантов, принявших участие в создании этого альбома, — Дживан Гаспарян (дудук, Армения), Кришна Према дас (триканта вина, Италия), Битту Маллик (фисгармония, вокал, Индия), Вишвамбхар Рам дас (сурбахар, рубаб, Россия) и др.
В 2018 г. к 150-летию со дня рождения Махатмы Ганди Намин по просьбе Посольства Индии, пригласив российских музыкантов, записал на ситаре любимую песню Ганди — «Святыми не рождаются» и снял клип, который был показан по Национальному телевидению Индии и стал популярным в стране.

26 октября 2021 года в качестве почетного гостя Стас Намин принял участие в гала-концерте XIV Международного фестиваля «Ситар в Петербурге», который прошел в концертном зале «Колизей-арена» (Санкт-Петербург) и носил название «ВНЕвесОМости». Намин исполнил фьюжн-композиции на ситаре в сопровождении трио «Тамаринд».


Рок-музыка

В середине 1990-х Намин с приглашенными музыкантами записал сольный альбом «Камасутра» — восемь гитарных импровизаций в стиле арт-рок, и посвятил его своему другу Фрэнку Заппе, известному композитору и мульти-инструменталисту, ушедшему из жизни в 93-м. Альбом был записан с первого дубля и без наложений, так что студийная сессия продолжалась ровно столько, сколько звучит диск.
Тогда же выпустил двойной блюзово-рок-н-ролльный альбом «Динозавры» со звездами шестидесятых-семидесятых годов. Один из вошедших в него дисков — студийный, в его записи приняли участие Ноэль Реддинг (Jimi Hendrix Expirience), Эрик Белл (Thin Lizzy), Марко Мендоза (Whitesnake), Герман Раребелл (Scorpions), российские рок-музыканты. Второй был записан вживую на фестивале «Динозавры», среди участников — пионеры российского рока, группы «Сокол», «Скифы», «Цветы», «Машина времени», «Скоморохи», «Второе дыхание» и др.

В 2019 г. Намин начал продюсировать московскую группу Hermes Brothers, а также как гитарист, в качестве специального гостя, записал с ней несколько треков.

Группа «Цветы»

Созданная Наминым в 1969 году группа «Цветы» после полузапрещенного двадцатилетнего существования при советском режиме с приходом Горбачёва получила свободу и после мирового турне остановила свою деятельность. В 1999 году, после десятилетнего перерыва, Намин вновь собрал группу «Цветы». Отметив свой юбилей большим концертом «Цветы–30», группа начала творческую деятельность — музыканты участвовали в создании мюзикла «Волосы» и рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда», записали этнический альбом «Русские деревенские песни», участвовали в международных гастролях и фестивалях.

В год 40-летия группы Стас с «Цветами» записал на студии Abbey Road и выпустил два альбома: «Назад в СССР» (запись 2009, релиз 2010) со своими хитами семидесятых и «Распахни свое окно» (запись 2010, релиз 2011) с запрещенными песнями восьмидесятых, которые тогда так и не удалось записать. Всемирное общество звука (Society of Sound), созданное Питером Гэбриэлом, признало этот альбом лучшим в 2011 году.
Выпустил три концертных DVD:
«Цветы. 40 лет» (юбилейный концерт) (2011), в котором группа подвела итоги своему сорокалетнему творчеству, представив все свои известные песни в эталонном исполнении — так, как их привыкли слушать поклонники еще на записях в 1970-е. В нем участвовали музыканты из ранних составов группы, друзья и гости;
Homo Sapiens («Человек разумный») (2012) — инструментальное вступление и 12 новых песен, представленных как рок-спектакль со своей внутренней драматургией, подкрепленной видеоинсталляцией;
Flower Power («Власть цветов») (2012) — современные ремейки известных хитов группы и новые песни, которые «Цветы» исполнили вместе со своими друзьями и гостями – лучшими музыкантами страны.
Среди наиболее социально значимых песен Намина — композиция «Свет и радость», созданная в рамках проекта One World Freedom, где вместе с музыкантами «Цветов», рок- и поп-звездами и приглашенными этническими музыкантами, представителями разных национальностей и рас, поют и читают молитвы представители пяти мировых религиозных конфессий (христианство, индуизм, ислам, буддизм, иудаизм), ставшая своеобразным символом единения и исполненная в рамках 36-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже; «Пир во время чумы», посвященная войне на Украине. Ремейки песен Another Brickin the Wall группы Pink Floyd и Give Peace a Chance Джона Леннона, исполненные группой «Цветы», получили международное признание. Песня Намина «Распахни окно в свободу», исполненная в 2010 году группой «Цветы» вместе с российскими рок-звездами как послание сегодняшнему времени, вошла в американский документальный фильм Free to Rock и была включена в программу концерта, который группа «Цветы» дала на презентации этого фильма в Музее Грэмми в Лос-Анджелесе.
19 ноября 2019 года с концерта «Цветы–50» в Государственном Кремлевском дворце начался юбилейный год группы «Цветы».

Наливай, или Пир во время чумы / Дай миру шанс / Странный этот мир. Life. Москва. 2014

Концерт «Цветы-30»

Концерт «Цветы-40»

Концерт «Человек разумный»

Концерт «Власть цветов»

Во время концерта «Цветы–50» в Кремлевском Дворце независимая съемочная группа сняла фильм о том, что происходило перед концертом и за кулисами: Цветы 50 — Backstage (за кулисами)

В течение пятидесяти дней перед концертом 50-летия группы «Цветы» Стас Намин вел блог на радиостанции «Эхо Москвы». Каждый выпуск был посвящен одной из песен «Цветов», которая звучала в эфире, и сопровождался комментариями Намина о событиях, связанных с периодом создания этой песни. Таким образом, в этом блоге были охвачены все 50 лет существования группы и все ее творчество в хронологическом порядке. В Youtube этот проект разделен на пять частей, по десять песен в каждой: Лучшие песни группы «Цветы» на радио «Эхо Москвы».

Лучшие песни группы «Цветы» на Эхе Москвы

Лучшие песни группы «Цветы» на Эхе Москвы (Часть 2)

Лучшие песни группы «Цветы» на Эхе Москвы (Часть 3)

Лучшие песни группы «Цветы» на Эхе Москвы (Часть 4)

Лучшие песни группы «Цветы» на Эхе Москвы (Часть 5)

Юбилейный концерт Цветы-50 в Кремле

Цветы 50 — фильм Backstage (за кулисами)

Юбилей группы «Цветы» в Кремле. 50 лет. Эфирная ТВ-версия концерта

Распахни окно в свободу

Я люблю только рок-н-ролл

Исповедь ангела

Ностальгия по настоящему

Спасенный любовью оркестр

Дай миру шанс

Наливай, или Пир во время чумы

После дождя

Новый авторский альбом Стаса Намина и группы Цветы «Летать»

«Летать» (2021) — первый по-настоящему авторский альбом Стаса Намина, т.е. и музыка, и стихи написаны им самим. Все песни Намин написал буквально за два-три месяца весной 2020 года, в период самоизоляции. Он жил с семьей на даче, наблюдал, как порхают бабочки и птички, растет трава и журчит вода в ручье, — из этого и сложились песни, неожиданно для него самого.

В альбоме «Летать» Стас Намин выступил не только как автор песен, но и впервые как лидер-вокалист он исполнил финальную песню, по которой и назван альбом.

Согласно концертной традиции группы, в качестве солистов и бэк-вокалистов в записи альбома приняли участие не только музыканты «Цветов», но и артисты Театра Стаса Намина.

В альбоме девять композиций, разных по стилистике и настроению: серьезных, лирических, веселых, но при этом неизменно отражающих фирменный музыкальный стиль Стаса Намина и «Цветов».

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ И УВЛЕЧЕНИЯ

Путешествия

Первое путешествие для Стаса Намина началось, наверное, еще в юношестве, с поездки с матерью в Армению. Это путешествие стало для него не только новым визуальным опытом — бескрайние горные ландшафты, заснеженные вершины — и знакомством с новым, необыкновенно гостеприимным и дружелюбным народом, но и источником вдохновения в будущем. В 2014-м он сам повез своего сына в Армению, и результатом их 2000-километрового путешествия по стране своих предков стал документальный фильм «Древние храмы Армении». Ей он посвятил и свою живописную серию, которая была представлена в Российской академии художеств и часть из которой вошла в постоянную экспозицию национальной галереи Армении.

Кругосветное путешествие через остров Пасхи

В 1997-м, будучи уже состоявшимся музыкантом, продюсером и общественным деятелем, он вместе со своим другом, ученым-медиком и телеведущим Юрием Сенкевичем, легендарным путешественником Туром Хейердалом и еще несколькими друзьями совершает свое первое кругосветное путешествие. Стартовав в Москве, они объехали — облетели — обплыли все континенты — Европу, Африку, Южную Америку, остров Пасхи, острова Таити и Бора-Бора, Новую Зеландию, Австралию, Японию, и с другой стороны земли вернулись в Россию. Это путешествие положило начало серии тревел-муви Намина International Geographic и нескольким фотографическим циклам.

Свой интерес к разным культурам Намин реализовал и в проекте созданного им в 1990 году международного этнического фестиваля «Единый мир» в Москве, и в Париже, участвуя в совместных с французским движением SOS-Rasisme культурных акциях. Позже «Единый мир» превратился в социальное движение, а в 2019-м был создан фонд One World Freedom, который поддерживает гуманитарные идеи и инициативы, направленные на выживание и «выздоровление» человечества.

Индия

В начале 2010-х Намин, который еще в шестидесятых под влиянием своих кумиров — The Beatles — увлекся индийской музыкой и философией, осваивает древний индийский музыкальный инструмент ситар и весной 2012-го совершает поездку по Северной Индии — местам паломничества ливерпульской четверки. Медитирует в Гималаях, посещает буддийские и индуистские храмы и монастыри, выступает с концертами ситарной музыки во Вриндаване и Варанаси.

Африка


В конце восьмидесятых, во время своего первого мирового турне с группой «Цветы», Намин побывал в Зимбабве и был покорен удивительной африканской культурой. В начале 2000-х, путешествуя с друзьями, Намин за несколько лет объехал большинство стран этого континента. В этих поездках он создал серии фотографий и видеофильмы, ставшие частью его авторского цикла International Geographic.

Воздушные шары


Впервые попав на Всемирный фестиваль воздушных шаров в городе Альбукерке (США, штат Нью-Мексико) в 1991 году, Стас задумал организовать что-то подобное в России.

В 1992 году Корпорация Эс-Эн-Си создала свой фирменный воздушный шар и стала организатором первого отечественного фестиваля воздушных шаров «Марш мира», который прошел на Красной площади. В первый и единственный раз десятки воздушных шаров взлетали в воздух в самом центре Москвы и парили над Кремлем и всем городом.

Позже, в 1992 году, по эскизу Намина был сконструирован первый российский воздушный шар необычной формы — «Желтая подводная лодка». Он, конечно, был инспирирован знаменитой песней The Beatles — Yellow Submarine, но имел оригинальный дизайн и не копировал изображение из одноименного мультфильма. Авторское право Намина на дизайн и название шара было зарегистрировано в США. Он неоднократно принимал участие в российских фиестах воздушных шаров и во Всемирном фестивале воздушных шаров в Альбукерке, о нем писали крупнейшие мировые СМИ. Шар Намина «Желтая подводная лодка» был признан там одним из самых популярных и вошел в энциклопедию лучших шаров мира.

Астрофизика


Интерес к космосу, идеям целостности мироздания, связи земного сознания с космическим начал зарождаться у Намина еще в детстве, с рассказов отца — военного летчика о наблюдениях во время полетов за непонятными объектами, со встречи в девятилетнем возрасте с человеком-легендой Гагариным сразу после его возвращения на Землю. В юности возникло увлечение космологией Блаватской, духовными практиками Алисы Бейли, космизмом Николая Фёдорова и учением о ноосфере Владимира Вернадского. В студенческие годы добавилось чтение самиздатовских «Розы мира» Даниила Андреева, скрижалей Велимира Хлебникова и интерес к индийской философии. Позже — знакомство и многолетняя дружба с космонавтом и художником Алексеем Леоновым, а во время учебы на ВКСР — лекции историка и философа Льва Гумилёва, его теория этногенеза, пассионарности и связи всех происходящих в биосфере процессов с воздействием космической энергии.

В 2014 году Намин участвует в астрофоруме в Испании, знакомится там со многими учеными — мировыми светилами в области физики, в том числе со Стивеном Хокингом. Неделю они проводят в беседах, обсуждении вопросов, которым Хокинг посвящал свои лекции и семинары. Тогда же ученый порекомендовал Намину связаться с уникальным английским конструктором Марком Тёрнером — одним из трех в Великобритании, который вручную изготавливает телескопы по индивидуальным заказам, что Намин и сделал по возвращении в Москву. Спустя несколько месяцев телескоп был готов, доставлен в Россию и Намин получил возможность наблюдать звезды, планеты и галактики из московской квартиры.

Тогда, в 2014-м, во время встреч с Хокингом, у него зародилась идея будущей симфонии, которая и была им написана в 2016 году — Centuria S-Quark. «Центурия — это предсказание, по аналогии с центуриями Нострадамуса. S-quark — это „странный кварк“ — разновидность мельчайшей материальной частицы, найденной человечеством. Я рассматриваю свою симфонию как некое предсказание, предсказание странного будущего материального мира» (Стас Намин).

СМИ

2020

2019